Образование в ногу со временем: классификация игр в педагогике

Игра – не только весёлое и занимательное времяпрепровождение для детей младшего и среднего школьного возраста. Её элементы самым активным образом включаются в учебно-воспитательный процесс и всесторонне применяются на уроках. В связи с этим в современной дидактике сформировалось целое направление, называемое игровыми педагогическими направлениями или, проще говоря, педагогическими играми.

Понятие игры в педагогике

Классификация игр в системе педагогического процесса зависит в первую очередь от тех целей, которые педагог стремится достигнуть, и реальных результатов, полученных при их применении. Согласно методическим рекомендациям, принята следующая игровая типология.

  • В зависимости от видов деятельности: активные физические, т.е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные); связанные с трудовой деятельностью; социальные (имитирующие общественные отношения); психологические (моделирующие разного рода психоситуации).
  • Классификация игр ведётся и в зависимости от характера педагогического процесса, ради которого они применяются. В этом плане они могут быть:

а) обучающими, обобщающими, контролирующими, игры с элементами воспитания, дидактики;

б) познавательные, развивающие, воспитывающие;

в) творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.

  • Ещё классификация игр связана с методикой их проведения. В связи с этим выделяются сюжетные, деловые, постановочные, ролевые и т.д.
  • По аналогии со школьной программой и предметами выделяют математические игры, по физике, химии, биологии; лингвистические, литературные, музыкальные, исторические; производственно-трудовые, спортивные, физкультурные и т.д.
  • По среде или окружению, задействованными в процессе, классификация игр определяется их технологиями. Это даёт возможность говорить об уличных, комнатных, компьютерных, настольных, играх с разными предметами или без оных.
  • Возрастной критерий считается одним из определяющих факторов при отборе форм и методов анализа и выборе видов деятельности. Поэтому классификация игр дошкольников будет несколько иной, чем учащихся, скажем, среднего и старшего звена. Ребёнок от двух до шести лет (чаще всего именно в этом возрасте родители отдают его в сад) в занимательной форме решает целый ряд сложнейших для него задач. Разного рода конструкторы, пазлы, мозаики, вкладыши являются отличным инструментарием для развивающих игр, в то время как более старшие дети в качестве аксессуаров используют уже другие предметы.
    Палочки, кубики, мячи, резинки и другие предметы используются малышами в разных предметно-строительных, трудовых занятиях, являясь в одно и то же время средством развития и моторики, и интеллекта. Классификация игр на уроках даётся с учётом не только возраста, но и школьной дисциплины, этапов форм и занятия. Например, урок-репортаж, урок-суд, урок-концерт, урок-инсценировка проводятся на завершающем этапе изучения темы в качестве обобщения. Вообще же, если говорить об учебном процессе в целом, то наиболее популярными и продуктивными в школьной практике педагоги считают имитации, деловые игры, психо-социограммы.

Основная задача использования игровых технологий – сделать учебный процесс более занимательным и продуктивным.

Комментарии