Типы и виды уроков. Классификация и задачи

Педагог выбирает виды уроков исходя из содержания учебной дисциплины, используемых методических приемов и образовательных технологий, отличительных характеристик классного коллектива. Существует несколько вариантов классификации учебных занятий, отличающихся по видам деятельности.

Классификация

Виды уроков в школе определяются по некоторым отличительных признакам. Авторы выбирают для подразделения:

  • способ проведения и содержанию;
  • вариант организации учебной деятельности;
  • методы обучения;
  • дидактическую цель.

Подразделение по цели занятия

Постановка цели – это обязательное условие для каждого отдельного занятия. По цели выделяют следующие виды уроков в школе:

  • изучение нового материала;
  • углубления знаний;
  • отработки навыков и умений;
  • обобщение материала;
  • контроля ЗУН;
  • анализа уровня усвоения учащимися изученного материала.

В зависимости от характера содержания рассматриваемого материала, уровня обученности школьников, также есть определенная градация занятий.

Выделяют следующие виды уроков:

  • изучения нового материала (1 тип);
  • совершенствования умений, навыков, знаний (2 тип);
  • систематизации (3 тип);
  • комбинированные (4 тип);
  • контроля знаний и навыков (5 тип);
  • коррекции умений.

Деление по способам реализации методов обучения

М. И. Махмутов выделяет разные виды уроков по характеру деятельности учащихся и педагога:

  • изучение новых знаний;
  • формирование умений;
  • систематизация и обобщение изученного материала;
  • контроль и коррекция умений, знаний;
  • практические работы;
  • комбинированные (смешанные) занятия.

Среди них наиболее широко используется последний тип. Практики и теоретики, занимающиеся вопросами организации педагогического процесса, отмечают, что именно на долю комбинированных уроков приходится более половины всех учебных занятий.

Такие виды уроков объединяют в своей структуре основные элементы обучения:

  • организацию учебного процесса;
  • проверку и повторение знаний школьников;
  • изучение нового учебного материала;
  • формирование навыков и умений;
  • закрепление полученных знаний;
  • разъяснение домашнего задания;
  • подведение итогов;
  • оценка успешности школьников;
  • коррекция умений и навыков.

Такие виды уроков по ФГОС направлены на достижение нескольких основных целей. При плавном переходе одного этапа в другой, обеспечивается подвижность и гибкость структуры занятия, решение многочисленных воспитательных и учебных задач.

Среди недостатков комбинированного урока выделим незначительное количество времени (15-20 минут) на изучение нового материала, а также вынужденное сокращение практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса к изучаемому учебному предмету.

Опытный педагог знает, как использовать такие виды уроков по ФГОС, сводит все недостатки к минимуму.

Урок получения новых знаний

Основное время на подобных занятиях отводится на передачу и усвоение определенных умений, навыков, знаний подрастающим поколением. В данном случае основные виды работ на уроке связаны с формированием представления о конкретном материале, явлении, процессе.

Применяют подобные занятия для передачи школьникам большого объема учебного материала, или для демонстрации им определенных технологических процессов.

Для подобного типа подходят следующие виды деятельности на уроке: объяснение педагога, лекция, эвристическая беседа, постановка и проведение экспериментов и опытов, самостоятельная деятельность.

На подобном уроке уместны различные приемы активизации деятельности:

  • рассмотрение излагаемого материала с использованием проблемных вопросов;
  • включение в содержание лекции ярких фактов, примеров, доказательств;
  • вовлечение школьников в обсуждение рассматриваемого материала с применением теории, фактов;
  • использование наглядности и ТСО.

Такие виды форм уроков предполагают активизацию внимания и мыслительной деятельности, систематизацию полученных учащимися навыков.

Структура занятия

Подобные виды уроков русского языка обладают определенной последовательностью:

  • организационный момент, подготовка школьников к усвоению нового материала, актуализация тех знаний, что были получены ранее;
  • выделение цели и задач урока;
  • пояснение нового материала, активное вовлечение школьников в самостоятельную деятельность: с книгой, компьютерной техникой, справочными материалами, приборами;
  • проведение практических работ для закрепления новых знаний;
  • разбор домашнего задания;
  • итоги урока, оценка работоспособности класса.

Закрепление ЗУН

Такие виды уроков русского языка необходимы для обобщения и систематизации знаний, их детального осмысления и усвоения. Основной их задачей является развитие и формирование навыков и умений в ходе практической и учебной деятельности, а также их коррекция.

Виды планов урока предполагают определенную структуру:

  • организованное начало;
  • постановку задач и целей;
  • упражнения различного вида и уровня сложности по пройденному материалу, лабораторные и практические работы, вовлечение школьников в самостоятельную деятельность под наблюдением педагога;
  • подведение итогов, демонстрация достигнутых результатов, их коллективное обсуждение, уточнение некоторых моментов, выставление учащимся отметок;
  • обобщение основных положений, выводов, гипотез, идей, выявление тенденций развития рассмотренной темы в науке, установление ее связи с другими разделами предметного курса;
  • пояснения домашнего задания;
  • коррекция деятельности и знаний школьников.

Такие виды уроков в коррекционной школе не предполагают объяснения нового материала педагогом. Всю информацию, касающуюся рассматриваемой темы, ребята ищут сами при выполнении самостоятельных работ, экспериментальных опытов.

Не предполагается выделение в отдельный этап повторения изученного материала, его педагог логично вписывает в основное содержание, предлагая воспитанникам разные упражнения.

Например, такие виды уроков математики можно проводить в виде соревнования между колонками. Каждой группе педагог предлагает выполнение определенных заданий, затем подводятся итоги проведенной работы, анализируются результаты деятельности.

При подготовке к уроку, педагог подбирает материал, виды, формы, продумывает продолжительность самостоятельной работы.

Для достижения дидактических целей занятия, используется связь с организацией оценочно-контрольной функции.

Многообразие видов и заданий предполагает максимальное сочетание фронтального и индивидуального опроса на основе проблемных ситуаций и «неудобных» вопросов с устными и письменными упражнениями.

Разные виды открытых уроков предполагают:

  • применение работы по написанию небольших сочинений, диктантов, составлению диаграмм, графиков, схем;
  • знакомство с принципом действия отдельных устройств, механизмов, приборов.

Уроки систематизация и обобщения изученного материала

Среди основных дидактических задач, которые педагог ставит на такие занятия, выделим:

  • формирование у школьников системы теоретических знаний по центральным разделам и темам преподаваемой учебной дисциплины;
  • выделение узловых предложений, которые разобраны на предыдущих занятиях, рассмотрение взаимосвязи рассмотренных событий, фактов, формирование понятий, систематизация знаний;
  • проведение проверки и учета навыков, знаний, умений по рассмотренным разделам, темам, всему пройденному материалу за четверть, полугодие, год.

Например, такие виды уроков технологии могут иметь следующую структуру:

  • организованное начало, постановку цели и задач;
  • повторение усвоенного материала с помощью устного, фронтального, опроса, собеседования, дискуссии;
  • подведение итогов с полным анализом полноты знаний, выбор способов самостоятельной деятельности, выявление ориентиров работы над новым учебным содержанием.

Такие уроки формируют у школьников потребность в систематическом повторении учебного материала. На них не только выделяют главные теоретические положения, обобщают знания по различным темам, устанавливают межпредметные связи.

Школьники учатся использовать приобретенные навыки в новых ситуациях и условиях. В случае необходимости педагог читает общие лекции, проводит дополнительные консультации, создает раздаточные пособия и наглядные материалы.

Результативные занятия в виде проблемных дискуссий, семинарских занятий, деловых игр, позволяют учащимся решать задачи практического и теоретического характера.

Для эффективного влияния подобных уроков на развитие способностей, интеллекта, мышления у подрастающего поколения необходимо использовать психологически мотивированное пространственное размещение наглядных материалов в кабинете.

Уроки коррекции и контроля умений, навыков, знаний

Подобные занятия нужны для выявления уровня обученности, оценки качества полученных школьниками знаний. Как можно составить такой урок? Виды чтения: индивидуальный, фронтальный помогают учителю литературы контролировать каждого ребенка, анализировать их вовлеченность в учебное занятие.

Подобные уроки – отличная возможность для выявления нравственных, духовных, мировоззренческих ценностей, образа жизни, взглядов на мир, видов творческой деятельности. Они помогают учителю выявлять подготовленность школьников к самостоятельной творческой деятельности, оценивать отношение к учебной деятельности.

Как правильно составить конспект урока? Виды чтения, варианты упражнений, заданий для самостоятельной работы - все это педагог выбирает с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Особое значение имеет подбор форм и методов, когда учитель берет 1 класс. Виды уроков в начальной школе определяются новыми федеральными образовательными стандартами. Они не предполагают выставления оценок, поэтому при проведении уроков коррекции и контроля знаний, учитель должен пользоваться системой поощрения.

Именно в ходе таких занятий происходит выявление системы отношений к учению, различным аспектам учебной деятельности, что способствует использованию личностно-ориентированного подхода, внесению корректировок в содержание материала.

Структура данного урока:

  • начало занятия, психологическая настройка на работу, подготовка к деятельности;
  • постановка цели и задач, раскрытие замысла урока, определение круга действий школьников, актуализация роли контроля;
  • основная часть предполагает инструкцию по поводу выполнения самостоятельной работы, краткое комментирование, поддержание интеллектуально-эмоционального фона деятельности;
  • на заключительном этапе подводятся итоги работы, рассматриваются типичные ошибки, их причины, выбираются рациональные способы решений, предупреждается неуспеваемость.

Например, после сочинения можно проанализировать основные виды предложений. Урок педагог может построить на рассмотрении лучших работ, поясняя их основные плюсы.

Пример занятия

Предлагаем вариант игры между учащимися и педагогами, связанной с естественными науками.

Основные цели данной игры:

  • формирование познавательного интереса у школьников к предметам естественного цикла,
  • помощь учащимся в саморазвитии через общение с педагогами,
  • формирование сотрудничества и уважения между ребятами и учителями.

Игра проводится по сценарию телевизионной игры «Сто к одному» между командой учащихся класса и командой педагогов. За две недели до начала игры предлагается опрос школьников и учителей, которые не будут задействованы в игре.

Респондентам предлагается десять разных вопросов:

  1. Какой бывает природа?
  2. Зачем нужны человеку белки?
  3. Какие бывают горы?
  4. От кого человек произошел?
  5. Что изучает химия?
  6. Чем характеризуются экологи?
  7. Как выявить местоположение нашего города?
  8. Что на уроках химии делают ученики?
  9. Что с собой приносит на урок учитель географии?
  10. Какую науку о природе вы знаете?

После анализа полученных анкет выбирается пять самых повторяющихся ответов, указывают количество ответивших. Обработанные данные фиксируют на специальном табло (листе ватмана, доске) и сохраняют их в секрете до начала проводимой игры. Команды учащихся и учителей выбирают капитана, придумывают команде название, девиз, подбирают эмблему. Каждая команда делает игрокам представление (о каждом члене своей команды). В жюри привлекают старшеклассников параллельного одиннадцатого класса и учителей другого профиля, например, филологов. Учащимся параллельных классов дают задание: одни должны придумать собирательный образ ученика одиннадцатого класса, другим - собирательный образ педагога школы. С помощью учащихся для проведения игры собираются две электрические цепи, которые состоят из соединенных последовательно элементов: ключа, звонка, источника тока (либо применяют два колокольчика).

Ведущий игры начинает игру, предоставляет командам слово для взаимного приветствия. Ребята представляют присутствующим свою эмблему, название, девиз. Капитан представляет всем членов своей команды, затем ребята рассказывают о нем.

«Разминка»

Ведущий задает определенный вопрос, потом игра продолжается с той командой, капитан которой быстрее всего замкнет электрическую цепь (либо позвонит колокольчиком). Далее капитаны возвращаются к своим командам. Игроки по очереди отвечают на поставленный вопрос. Если ответ присутствует на импровизированном табло, то помощники открывают его, а команда зарабатывает баллы. Если игроки допускают три неправильных ответа, то право ответа переходит к другой команде. В случае правильного ответа соперников, они выигрывают в разминке, зарабатывают очки. Пока жюри подводит первые итоги, фиксирует баллы, ведущий рассказывает о мерах защиты природы.

Игра «наоборот»

Начинает отвечать на вопрос та команда, которая победила в разминке. Ведущий задает вопрос, потом команды дают по очереди ответы. Помощники открывают табло, а побеждает в игре та команда, ответ которой расположен на табло ниже. Жюри подводит итог раунда «наоборот», а учащиеся одиннадцатого класса рекламируют образ «ученика» своего образовательного учреждения.

«Большая игра»

В ней принимают участие два игрока победившей команды. Один из них удаляется на несколько минут, а второй при этом остается в классе. Первому игроку задают пять вопросов за 25 секунд. Потом ведущий мероприятия комментирует ответы, данные участником, и ответы, полученные во время анкетирования педагогов и учащихся. Помощники открывают на табло все совпавшие ответы, а жюри подсчитывает баллы. Далее приглашается второй игрок, ему задают те же вопросы, ответить на них игрок должен за тридцать секунд. Если ответ второго игрока совпадает с ответом первого, прозвучит сигнал, нужно сразу давать другой ответ. Затем помощники открывают на табло все совпадения с ответами анкетируемых. Жюри подводит общие итоги, а старшеклассники в это время рекламируют собирательный образ педагога школы.

Ведущий игры предоставляет слово жюри. После завершения церемонии награждения, команды благодарят за игру друг друга.

Игра «Умники и умницы»

Данная игра разработана для учеников восьмых классов. Ее главная задача –совершенствование познавательного интереса у школьников к предметам естественного, гуманитарного, математического циклов.

В ходе игры школьники выявляют взаимосвязь предметов, что необходимо для формирования научного мировоззрения. Игра состоит из трех этапов. Сначала проводится отборочный тур. В ходе его учащиеся могут продемонстрировать свои знания в различных предметных областях.

Например, знание химии, биологии, физики, истории, литературы. Вопросы подобраны так, что они напрямую не перекликаются со школьными курсами по данным предметам. Вопросы не подразделяются по предметным областям, даются в смешанном варианте. Игра дает возможность показать учащимся свое всестороннее развитие, творческий потенциал. За каждый правильный ответ ученику полагается орден умника. После завершения отборочных туров в каждом классе выбирают по пять человек, которые набрали максимальное количество очков. В полуфинал выходят 25 человек.

В полуфинале аудитории предлагают вопросы по разным темам. За каждый правильный ответ выдают орден умника. Далее подводятся итоги второго отборочного тура, по результатам которого в финал игры выходят три ученика.

Для выбора цвета дорожки, школьникам предлагается задание. Тот ученик, который первым будет правильно отвечать на вопрос, получает право выбора одной из нескольких игровых дорожек. Остальные ребята выбирают те дорожки, которые остались.

На красной дорожке всего два вопроса, но необходимо на каждый из них дать правильный ответ. На желтой дорожке ребенка ждет три вопроса, допускается дача одного неправильного ответа. На зеленой (синей) дорожке ребятам предлагается четыре вопроса, допускается получение двух штрафных очков. Учащимся предлагают разные темы финала, они останавливаются на одной из них.

Побеждает тот игрок, который пройдет быстрее по игровой дорожке. Он признается победителем игры «Умники и умницы», получает приз и грамоту. У аудитории тоже есть право давать ответы на вопросы, зарабатывая «ордена умников». Зритель, набравший максимальное количество орденов по итогам всех 3 туров, объявляется лучшим теоретиком, получает приз и грамоту.

Игру проводят учащиеся из одиннадцатых классов, а в качестве экспертов выступают те ребята, которые стали победителями предыдущих игр.

По итогам полуфинала жюри выбирает 3 финалистов. На красной дорожке ученику предлагают два вопроса. Для победы в финале игры, он должен на каждый из них дать правильный ответ. В противном случае «умник» снова превращается в теоретика.

На желтой дорожке игрока ждет три вопроса, у него есть право только на одну ошибку. На зеленой дорожке школьнику задают 4 вопроса, допускается два «промаха». Побеждает тот школьник, который проходит первым свою дорожку.

Вопросы в финале предлагаются по следующим направлениям: история, литература, математика.

В заключение

В настоящее время в отечественных образовательных учреждениях педагоги используют различные формы, методы, типы уроков. При подборе варианта учебного занятия учитываются индивидуальные особенности классного коллектива, каждого отдельного его члена, возрастные и физиологические особенности.

Например, при работе с ребятами, имеющими серьезные отклонения в психическом развитии, обучающимися в рамках коррекционных методик, оптимальным будет применение комбинированного типа занятия.

Это позволяет учителю в максимальной степени сочетать разные формы работы с такими школьниками, давать им шанс на успешную социализацию после завершения образовательного и воспитательного процесса.

Для одаренных и талантливых учащихся важна поддержка со стороны педагога-наставника, поэтому в работе с такими школьниками, учитель обращает максимальное внимание на подбор для них индивидуальных образовательных траекторий.

Комментарии