Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?

Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с любовью и теплом в сердце, когда речь заходит о данном жанре устного народного творчества. А сегодня сплошь и рядом говорят о сказкотерапии. Что это такое? Зачем это нужно и как использовать данный метод?

Сказкотерапия – это особое направление, метод в практической психологии, который успешно используется в детских дошкольных учреждениях. Да и родителям нелишне узнать о том, как эффективно развивать речь ребенка, расширять его сознание, улучшать взаимодействие через общение с окружающим миром. Сказкотерапия для дошкольников просто незаменима, потому что между родителями и детьми преобладает в основном бытовая лексика. Это не позволяет ребенку расширять свой словарный запас; отсутствие сравнений, эпитетов, образных выражений упрощает речь, делает ее скучной и маловыразительной. Именно в таких ситуациях сказкотерапия для дошкольников призвана восполнить имеющиеся пробелы, дать ребенку те замечательные образцы речи, которые дадут возможность успешнее и быстрее овладеть родным языком.

Психологи выделяют три функции сказок: диагностическую, коррекционную (терапевтическую) и прогностическую. Первая из них помогает выявить те стратегии поведения ребенка и жизненные сценарии, которые уже имеются в его подсознании. Получить такую информацию очень просто. Специалист просит малыша сочинить сказку о ребенке лет пяти или даже повествование без конкретных инструкций. После этого психолог анализирует все сказанное дошкольником. Таким образом выявляется основной жизненный сценарий либо те стереотипы поведения ребенка, которые стали для него уже привычными способами реагирования на конкретные ситуации. Программа по сказкотерапии для дошкольников предусматривает использование диагностической функции также для выявления состояний или отношений малыша, о которых он по каким-либо причинам не хочет или не может говорить. Например, о тех ситуациях, когда развелись родители, когда малыша кто-то запугал и т. д.

Прогностическая функция предусматривает диагностику возможного развития событий. Такие сказки позволяют психологу рассмотреть принципы будущего сценария жизни человека, особенности и суть которого раскрываются в повествовании последовательно, как матрешка в матрешке.

Сказкотерапия для дошкольников особенно популярна благодаря коррекционной функции, которая призвана не выявлять особенности подсознания ребенка, а исправлять их. Благодаря терапевтической сказке изменяются поведение и состояние малыша в лучшую сторону. Для такой работы используется либо авторское повествование, либо же народное. Порой психолог и ребенок сочиняют сюжет вместе. В это время специалист акцентирует внимание на необходимых элементах, драматизируя определенные моменты.

Сказкотерапия для дошкольников очень важна еще и с точки зрения овладения грамматикой и лексикой языка. Родителям же следует перед прочтением сказки малышу подобрать именно ту, которая поможет решить определенную жизненную ситуацию, научит ребенка нормам поведения и т. п.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками играет неоценимую роль. Присмотритесь к ребенку, выберите сказку, прочитайте, обсудите вместе, сделайте акцент там, где нужно, попросите малыша описать героев, скопировать их речь - и вы сами убедитесь, насколько это полезно!

Комментарии