Название северных ветров в мифологии и культуре разных народов
Нам, жителям городских квартир, и невдомек, сколь важную роль играли в жизни наших далеких предков ветра. От того, с какой стороны света они дули, какую погоду с собой приносили, подчас зависела жизнь морских и сухопутных путешественников. В древнюю и античную эпохи люди еще не знали естественных причин, по которым вдруг возникают песчаные бури и крушащие всё на своем пути ураганы. Поэтому название ветров у греков и римлян было антропоморфным. Их изображали в виде крылатых могучих божеств. Стихия не знает жалости и пощады, поэтому братья-ветры, рожденные, по верованиям греков, от повелителя звездного неба Астрея и богини зари Эос, были жестоки и своевольны.
Особенно боялись греки-мореплаватели порывистых шквалов из Фракии. Борей – так именовался этот северный ветер. Название длинноволосого и бородатого свирепого божества фигурирует уже в произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.). Норов Борея был вовсе не таков, как у его братьев Нота и Зефира. Он похитил дочь афинского царя Орифию, которая родила ему «Бореадов» - Калаида и Зета. А древние римляне пытались задобрить жертвоприношениями бога холодного ветра Аквилона, дующего с заснеженных Альп.
Название северных ветров фигурирует и у других народов. Чуть севернее Греции и Рима божество Борей постепенно трансформировалось в бора. Сейчас-то мы можем дать объяснение внезапному и дующему от нескольких дней до недели этому ледяному вихрю. Осенью, когда море еще хранит летнее тепло, а горные вершины уже сковал мороз, возникает большая разница в атмосферном давлении. Холодные массы воздуха лавиной скатываются к морю, неся шквалы, ураганы и такое похолодание, что корабли с наветренной стороны обрастают трехметровой коркой льда. Бора дует на Адриатике и Черном море. Особенно она свирепа в Новороссийске.
Но не только мореплаватели знают название северных ветров. Пастухи в альпийских долинах Швейцарии и Франции угоняют свои стада в укрытия перед приближением бизы. Это холодный и сухой ветер, дующий с заснеженных пиков вниз. Природа его происхождения такова же, что и у боры. Схож с бизой и мистраль, о котором поется в романтической песне. Однако, когда задует этот ветер, людям совсем не до того, чтобы пускаться «в дальнюю даль». Он холодный, порывистый, приносит сухую и морозную погоду. Жителям Лазурного побережья значительно больше нравится его противоположность: теплый и также сухой ветерок из Аравии - сирокко. Серс приносит в Окситанию холод и дожди с Бискайского залива, а трамонтана обрушивает на Средиземноморье зимние шторма.