Задача современного учителя в частности и всего образовательного процесса в целом – не только воспитание грамотной, всесторонне развитой, социально адаптированной личности, которая сможет принести реальную пользу своей стране и своему народу, но и забота о здоровье, хорошей физической форме учеников, постоянное улучшение качества их жизней. Особенно актуальной является проблема защиты и поддержки хорошего самочувствия школьников на первичной ступени их обучения – в начальной школе.
Задачи ЗОТ
В
здоровьесберегающие технологии в начальной школе входит целый ряд задач, успешное решение которых стоит сейчас на первом месте. Сюда относится разработка мер по уменьшению риска возможных заболеваний, травм, которые может получить ребёнок в стенах учебного заведения и за его пределами; ненавязчивая, но целенаправленная пропаганда и понятная разъяснительная работа по здоровому образу жизни; оказание необходимой всесторонней помощи учащимся для раскрытия и развития их способностей; осуществление индивидуального подхода к детям, учёт их физического, умственного, эмоционально-психического состояния на каждом этапе начального образования. В этом плане здоровьесберегающие технологии в начальной школе – одно из направлений современной педагогики, часть общей цепи в системе теоретических выкладок и практических мер, затрагивающих все
ступени образования. Попросту говоря, это особые формы, методы и приёмы организации
учебной деятельности, которые обязательно включаются учителем в
план урока, а дирекцией – при разработке регламента образовательного процесса на год.
ЗОТ на уроке
Остановимся подробнее на том, какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе могут конкретно использоваться во время занятий. Ведь не секрет, что нынешние поколения детей ещё с садового возраста являются крайне ослабленными. В школе с её непомерными нагрузками и высокими требованиями со стороны учителей давление на неокрепший организм ребёнка только возрастает. Плохая
концентрация внимания, рассеянность, быстрая утомляемость, нервозность и многие другие болезненные проявления – явное следствие многих факторов: экологической нестабильности, низкого качества жизни, плохого материального обеспечения в семьях, неблагоприятного психологического климата и др. Всё это должен учитывать педагог, планируя свою работу и включая в неё здоровьесберегающие технологии. В начальной школе это могут быть и музыкальные, и игровые, и физкультурные пятиминутки. Во время урока важно чередовать этапы активной умственной работы с физическими движениями. Также правильно включать в учебный процесс и элементы релаксации. Педагог должен обращать внимание на психологический климат в классе, вовремя разряжать обстановку, снимать стрессовые ситуации, если таковые возникают. Естественно, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе реализуются при грамотном составлении администрацией школы расписания уроков. Если по каким-либо причинам оно не соответствует требованиям ЗОТ, учитель должен иметь возможность его корректировать, в зависимости от физического состояния детей в классе. Например, если по расписанию идут подряд 3-4 сложных урока, он должен по своему усмотрению заменить один из них пением, физкультурой и т.д.
Общее о ЗОТ
В заключение следует отметить, что здоровьесберегающие
педагогические технологии затрагивают такие сферы учебного процесса, как оптимальные гигиенические условия труда школьника, правильная организация учёбы и физических нагрузок, психологические и педагогические приёмы и техники, направленные на обеспечение психологического здоровья.
Взрослым никогда нельзя забывать: чуткое, вдумчивое, ответственное отношение к детству – залог достойного будущего страны.