Что представляют собой методы научно-педагогических исследований

Педагогика – наука живая, постоянно развивающаяся, и в то же время фундаментальная. За время своего существования нею были наработаны разнообразные исследовательские методики, благодаря которым процесс образования и воспитания общества отвечал самым насущным требованиям на каждой определённой ступени его развития. Более того, законы окружающего мира, объективной действительности также изучались и осознавались зачастую при помощи педагогических методологий.

Общая характеристика методов

Методы научно-педагогических исследований – это специальные способы, приёмы и средства научного изучения мира, взятые в совокупности и дающие возможность решить стоящие перед исследователем задачи. Один из главных критериев их отбора – адекватность, то есть соответствие предмету изучения и заданию, стоящему перед учёным. Только тогда методы научно-педагогических исследований дают объективные, реальные результаты, и смогут принести конкретную практическую пользу. По степени взаимодействия с изучаемым материалом выделяются методики эмпирического характера и теоретического. Первые связаны с практической деятельностью, экспериментами, т. е. «живой» работой с изучаемыми объектами или явлениями. Вторые – с теоретическими выкладками, умозрительными заключениями, моделированием. И те, и другие методы научно-педагогических исследований имеют как сильные, так и слабые стороны и хороши в соответствующих им ситуациях.

Подробное описание

Среди универсальных методов познания на первом месте стоят эксперименты и наблюдения. Они самым широким образом применяются в разных областях научных дисциплин, и не только педагогических. К узкопрофессиональной же, социальной, сфере относятся беседа, анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение и т. д. В свою очередь все методы научно-педагогических исследований имеют свои инструменты добывания и обработки информации, на основе которых и делаются те или иные выводы и, по сути, происходит развитие и обогащение знаниями. Остановимся на некоторых подробнее.

  • Наблюдение – ставятся определённые задачи; выбираются объекты, наблюдаются, показатели фиксируются; данные обрабатываются. Сложности: для добывания сведений необходимо длительное время и системность, что не всегда возможно: нет абсолютной объективности, присутствует элемент человеческого фактора. Потому данная методика педагогического исследования обычно используется не сама по себе, а в комплексе с другими.
  • Опросники (беседа, интервью, анкета и др.) используются для получения нужной информации как самоцель или дополнительный источник знаний по интересующему вопросу. Обычно заранее намечается план, направление и характер сведений, которые необходимо получить. Чаще всего производится в письменном виде, анонимном или открытом.
  • Продукты непосредственной учебной деятельности школьников (контрольные и другие работы, тесты, экзамены, рисунки, сочинения, рабочие тетради и др.) Помогают выявить отношение ребёнка к своим ученическим обязанностям, степень усвоения им программы и т. д. Эти методы педагогической науки крайне важны, т. к. дают реальный результат состояния учебного процесса и позволяют вовремя скорректировать его огрехи и промахи.
  • Говоря об эмпирическом познании, нельзя не упомянуть об изучении школьной деловой документации (классные журналы, личные дела учеников, дневники и т. д.), педагогическом эксперименте (например, дифференцированное обучение), самооценке школьников и рейтинге популярности.

«Кабинетные» методы педагогических исследований – теоретические, математические, статистические. Они по-своему сложны и интересны, а вместе помогают воссоздать объективную картину педагогического процесса, его плюсы и минусы, наметить перспективы дальнейшего развития.

Комментарии