Педагогам на заметку: физическое развитие – это показатель здоровья ребёнка

Не секрет, что если сравнить медицинские карты и результаты медосмотров нынешних школьников и тех, кто занимал их место несколько поколений назад, различия будут значительные. Их родители и даже бабушки-дедушки были намного сильнее и здоровее. Причин такого изменения здоровья детей множество, причем как внешних, объективных (плохая экология, химизация продуктов питания, непомерные нагрузки, связанные с учёбой), так и субъективных, внутрисемейных (наследственность, условия жизни, материальный достаток родителей, психологический климат и др.) Помочь выявить те или иные отклонения от нормы могут показатели физического развития.

Толкование термина

Для начала определимся, что такое физическое развитие. Это показатели роста и физиологического созревания ребёнка в тот или иной период его жизни. К таким показателям относится рост, вес, полноценное функционирование всех органов и систем организма. Известно, какой примерно должна быть масса тела мальчика или девочки к такому-то году жизни, а также рост, длина конечностей и т. д., их взаимная пропорциональность. И сопоставление реальных результатов со стандартами показывает, насколько соответствует или отстаёт от нормы на каждом этапе роста детей их физическое развитие.

Это важно учитывать, чтобы можно было создавать детям оптимальные условия для жизнедеятельности, а также, чтобы вести статистический учёт антропометрических показателей. Ведь нельзя забывать, что физическое состояние любого человека, в том числе и ребёнка, зависи

т не только от генетико-биологических факторов. Санитарно-гигиенические, социально-экономические и иные условия влияют на него не меньше. Кроме того, физическое развитие – это и постоянно совершающиеся в организме физиологические процессы. Потому для каждого периода роста и взросления характерны свои психические, биохимические, морфологические и иные параметры и характеристики.

В идеале высокий уровень физического развития должен сочетаться с такой же работоспособностью мышц и мозга. В период интенсивного роста организма именно такое гармоничное сочетание имеет основополагающее значение. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: физическое развитие – это данные о морфологическом и функциональном состоянии ребёнка. 

Основные показатели

Что относится к этим данным? Во-первых, как долго ребёнок может выполнять посильную для себя работу без явных признаков утомления? Это так называемая «аэробная» выносливость. Во-вторых, уровень физического развития рассматривается и через показатели выносливости скоростной – выполнение ра

боты на больших скоростях. В-третьих, силовые нагрузки - они проверяют выносливость мышечной системы. Далее следуют совместные показатели на скоростно-силовую выносливость, гибкость, объём мышц, ловкость и, наконец, взаимное соответствие костной системы организма, мышечной, тканевой и жировых прослоек. Оно во многом даёт понять, в какой степени здоровья или нездоровья находится ребёнок. Наконец, физическое развитие школьников определяется по их осанке, которая даёт комплексное представление о его опорно-двигательной системе.

Таким образом, заботясь о полноценном физическом развитии каждого ребёнка, государство, социальные органы, семья заботятся о будущем здоровье всей нации.

Комментарии