Проектная деятельность в детском саду - новое направление воспитания детей.
На современном этапе развития общества, когда государство стало понимать, что общее процветание страны зависит от личностного потенциала каждого индивидуального человека, методы воспитания детей на уже на дошкольном этапе претерпевают значительные изменения. Прежде всего, уходит в прошлое авторитарно-командный стиль наставничества, показавший свою крайнюю неэффективность и даже вредность, так как значительно ограничивает свободу мышления и творческий потенциал ребенка, мешая его самоопределению и самореализации в дальнейшем. Но нельзя просто «отбросить все старое», не предлагая ничего взамен. Поэтому ведущими педагогами и психологами и был разработан совершенно новый метод взаимодействия с подрастающим поколением, получивший название проектная деятельность в детском саду.
Уникальность и ценность такого подхода заключается в том, что проектная деятельность в детском саду мотивирует ребенка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения по навыкам общения, социальной адаптации, подготовке к школьной программе. Взрослые, выступающие в роли позитивных лидеров, лишь умело предоставляют соответствующие направления деятельности при помощи планирования в детском саду. В группу «взрослых лидеров» входят не только собственно работники детских дошкольных учреждений, но и сами родители, которым проектная деятельность в детском саду отводит важную роль. Таким образом, сглаживается барьер между воспитанием в детском саду и домашним воспитанием. Познавательный процесс роста багажа знаний и личности ребенка в этом случае течет непрерывно, как бы сам собой и становится привычным образом жизни ребенка.
В то же время, вместе с совершенно необходимой образовательной составляющей, проектная деятельность в детском саду ориентирована и на индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка, уважении к нему как к самостоятельной личности, учете его интересов и способностей. Именно благодаря этим особенностям, составляющим, по сути, гуманистический подход к воспитанию детей, ставший уже стандартом во многих развитых станах, проектная деятельность в детском саду с одной стороны, формирует детей как самодостаточные и гармоничные личности, способные к самостоятельному мышлению и самосовершенствованию, а с другой стороны - максимально полно сохраняет полноценное детство, которое, как известно, бывает только один раз.
Планирование в детском саду осуществляется коллективно под руководством заведующего и, по идее, должно преследовать единственную цель: выработку и утверждение определенного плана на недельный, месячный, квартальный и т.д. срок, в течение которого будет осуществляться проектная деятельность в детском саду определенного типа. Соответственно, по окончании обозначенного срока обязательно должны подводиться итоги деятельности с внесением коррекционных действий, если это необходимо.
Типы проектов, по которым осуществляется деятельность дошкольных учреждений, могут иметь многочисленные варианты, дающие значительную свободу выбора и могут разделяться по характеру доминирующего метода (исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный и др), по роли, определяющей участие самого ребенка в программе ( исполнителя, заказчика, эксперта, полного участника от разработки до подведения итогов), по коммуникативным задачам (внутри своей группы, с привлечением других групп, в том числе другого возраста, членов семьи, сторонних общественных организаций), по численности (от индивидуального до фронтального с привлечением других ДОУ), по срокам (кратко – средне- и долгосрочные).
В планирование обязательно должна быть включена и презентация детского сада, которая призвана в наглядной и доступной форме показать родителям и другим заинтересованным лицам все направления, в которых будет осуществляться проектная деятельность в детском саду, а также все её преимущества.