Фарфоровый императорский завод – посуда для монархов
В 1744 году повелением императрицы Елизаветы учреждена «Порцелиновая мануфактура», ставшая основой русской школы фарфора. Причина создания этого предприятия – мода. В XVIII веке «белое золото» умели делать в Китае и некоторых европейских странах. В том же году швед Христофор Гунгер, нанятый для организации производства, приступил к обязанностям. Сказать, что он преуспел на этом поприще, было бы преувеличением, ведь за четыре года трудов ему удалось изготовить всего шесть маленьких чашек, причем кривеньких и темноватых. Но начало было положено.
Надзирающий за процессом барон Черкасов, разочарованный в заграничных специалистах, решил довериться русскому химику Дмитрию Виноградову, работавшему с самим Ломоносовым, и не ошибся. Фарфоровый императорский завод начал, наконец, производить изделия, по своему качеству не только не уступающие, но и превосходящие европейские.
Функции производства в те годы были скорей представительские, чем коммерческие. Дипломатические подарки, демонстрирующие, что «мы тоже можем», презенты придворной знати и прочие сувениры составляли большую часть продукции. Фарфоровый императорский завод являлся собственностью царской фамилии, самоокупаемость и рентабельность значения не имели.
Совсем другие задачи поставила перед этим уникальным предприятием Екатерина Великая. Выражаясь современным языком, она потребовала осуществить ребрендинг и полностью реорганизовать производство. Цель этих мер – «удовольствование всей России». Сбыт проблемы не составлял, слава о высоко качестве российского порцелина распространилась не только внутри империи, но и далеко за ее пределами. Для получения прибыли следовало лишь ее поддерживать, а цена покупателей, среди которых были аристократы и монархи, не волновала.
Большую пользу принес новый модельмейстер, знаменитый скульптор Рашет - француз, приглашенный на фарфоровый императорский завод и утвердивший классицизм в качестве фирменного стиля.
Все российские самодержцы, полтора века владевшие этим уникальным предприятием, внимательно следили за его деятельностью. Лишь при Александре II возник некоторый спад производства. Фарфоровый императорский завод даже хотели закрыть, но этому помешал следующий государь, Александр III, решивший сделать его образцом для всех частных производителей отрасли.
Свой расцвет предприятие пережило в последние годы существования Российской империи. Петербургский Императорский фарфоровый завод был оснащен самым передовым технологическим оборудованием, что позволило уже к 1918 году, несмотря на разруху и гражданскую войну, возобновить производство под опекой Наркомпроса.
Современному человеку может показаться наивной и абсурдной сама идея использования фарфоровой посуды в агитационных целях, однако такой парадоксальный подход дал толчок развитию совершенно нового направления искусства, доселе неведомого в мире. Сочетание совершенных форм, доставшихся как «белье» по наследству от царского завода, с футуристической и супрематистской росписью, советскими геральдическими символами, пролетарскими лозунгами создало особый стиль, революционный и уникальный.
Впрочем, просуществовало это направление недолго. В 30-е годы восторжествовал другой стиль, помпезно-официальный, едко названный кем-то «сталинским вампиром».
Менялась стилистика, но высочайшее качество оставалось неизменным, продукция Ломоносовского фарфорового завода (название предприятия в последние советские годы) пользуется устойчивым спросом.
Сегодня ОАО «Императорский фарфоровый завод» по-прежнему занимает лидирующие позиции в отрасли. Посуда, произведенная на этом предприятии, не только продается внутри страны и за рубежом, но и поставляется в Кремль и другие правительственные учреждения.