Бензопилы «Дружба»: история и настоящее

Советские инструменты – это особенная тема, на которую можно говорить часами. Для кого-то они являются символом неудобства и полного отсутствия эргономики, но многие вспомнят их качество и долговечность. Вспоминая историю лесозаготовки в нашей стране, никак нельзя обойти вниманием бензопилы «Дружба».

Их массовое производство было налажено в 1955 году. Отметим, что уже через три года "Дружба" получила золотую медаль на выставке технических новинок, которая проходила в Брюсселе. Кстати, свое достопамятное название пила получила из-за празднования очередной годовщины вхождения Украины в состав России.

Начиная с 1990-х годов, запасные части для этих пил начали выпускать даже частные предприятия. Несмотря на то что с момента выпуска последней оригинальной модели прошли годы, и по сей день бензопилы «Дружба» остаются в строю.

Конструкция включает в себя одноцилиндровый карбюраторный двухтактный двигатель. Охлаждение - воздушное, рабочий объем равен 94 куб. см. Отметим, что цифровой индекс в названии означает мощность в лошадиных силах. Так, бензопила «Дружба-4» оснащена двигателем в 4 л/с, а модели с индексом «Э» оснащены самым современным на то время электронным зажиганием. Смазка поршневой группы выполняется маслом, предварительно растворенным в топливной смеси. Благодаря удобному креплению двигателя его замена в случае необходимости не составляет особенной сложности.

Несмотря на допотопную систему смазки силового агрегата именно на этих пилах впервые была применена технология независимой смазки пильной шины, что резко увеличило ресурс инструмента. Кроме того, наконец-то была получена возможность использования пильных цепей с различным шагом зубьев. Все бензопилы «Дружба» оснащены надежным и простым инерционным сцеплением.

Из-за этого при перегрузке пилы или закусывании шины в дереве, когда обороты двигателя резко снижаются, его связь с цепью моментально рвется, что позволяет избежать его остановки и порчи самого инструмента. Во многом именно из-за простоты и ремонтопригодности их до сих пор продолжают использовать миллионы человек по всей территории бывшего СССР. Более того, само название бензопилы «Дружба» стало поистине нарицательным, а в некоторых республиках бывшего СНГ так называют любую бензиновую пилу.

К сожалению, вес инструмента поистине эпичен и составляет 12 кг. Зато при работе в не слишком сложных условиях в нее можно заливать практически любое масло и бензин невысокого качества. Так, силовой агрегат способен спокойно работать даже на топливе с низким октановым числом. Впервые был использован инерционный тормоз, сильно повысивший безопасность его использования. Оттого бензопила «Дружба-4м» стала так распространена среди профессиональных вальщиков леса.

Этому же способствовало и расположение органов управления. Несмотря на непривычность такой компоновки, сегодня она позволят распиливать даже крупные стволы стоя, тогда как со многими современными пилами для этого приходится вставать на колени. Если за пилой хоть немного ухаживать, то она может без особенных проблем проработать до 30 лет. При помощи нее можно не только валить лес, но и заготавливать пиломатериал вполне приличного качества.

Комментарии