Как обычаи делового оборота помогают бизнесу

Бизнес - это живой организм, который развивается по своим законам и правилам. Обычаи делового оборота - это неписаные правила поведения, которые помогают компаниям взаимодействовать друг с другом. В статье мы рассмотрим, как обычаи делового оборота регулируют бизнес-процессы и помогают избежать конфликтов.

Что такое обычай делового оборота и как он регулирует бизнес

Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо сфере бизнеса правило поведения, которое не зафиксировано в законодательстве или договорах.

Например, в строительной сфере существует обычай предоставлять гарантию на выполненные работы сроком от 1 года. Это не прописано ни в одном законе, но подрядчики придерживаются такой практики, чтобы быть конкурентоспособными.

В сфере грузоперевозок есть обычай сообщать клиенту примерное время доставки груза. Перевозчики сами заинтересованы информировать заказчика, чтобы тот мог спланировать разгрузку.

Такие неписаные нормы вырабатываются годами и помогают выстраивать более эффективные бизнес-процессы. Они дополняют законодательство теми деталями, которые невозможно прописать в Кодексах.

Как обычаи помогают избежать конфликтов в бизнесе

Если компании придерживаются разных обычаев ведения дел, это часто приводит к конфликтам. Например, возникают споры из-за разного понимания сроков поставок, порядка приемки продукции, условий гарантии и т.д.

Фирма-подрядчик выполнила ремонт в квартире заказчика, но через месяц полы "пожелтели" в связи с некачественными материалами и нарушением технологии ремонта. В результате вся ответственность легла на фирму-подрядчика.

Этого конфликта можно было избежать, если бы подрядчик придерживался обычая давать годовую гарантию на ремонтные работы. А заказчик знал бы об этой норме и потребовал такие гарантийные обязательства в договоре.

Если обычай прописан в договоре или хотя бы известен обеим сторонам, это помогает предотвратить многие недоразумения. Тогда если одна из компаний нарушает неписаные правила или отказывается их соблюдать, другая сторона может апеллировать этим в спорных ситуациях.

Разбирательство конфликтов на основе обычаев

При разрешении коммерческих споров суды могут принимать во внимание местные обычаи делового оборота. Если истец или ответчик ссылается на какой-то обычай, им нужно подтвердить, что эта норма поведения действительно существует.

  • Доказать наличие обычая можно следующими способами: ссылкой на прежние деловые взаимоотношения между сторонами; мнениями экспертов и специалистов отрасли; статистическими данными и результатами опросов.

Если существование обычая подтверждается, суд принимает его в расчет. И тогда даже отсутствие письменных условий в договоре не спасает нарушителя от ответственности.

Обычаи делового оборота в договорах и сделках

Учет обычаев на этапе составления договоров помогает защитить интересы обеих сторон сделки. Если в соглашении прямо указать, какие именно обычаи применяются, это исключит возможные разногласия в будущем.

Толкование условий договоров по обычаю

Обычаи используются также при толковании неоднозначных условий контрактов. Если какое-то положение допускает двойное трактование, суды могут прояснить волю сторон, опираясь на сложившуюся практику в данной сфере деятельности.

Например, в сфере внешней торговли для толкования условий экспортно-импортных контрактов часто используются торговые обычаи в виде правил ИНКОТЕРМС. Эти правила устанавливают транспортные условия поставок для разных вариантов цены, поэтому помогают выяснить реальные намерения сторон.

Таким образом, обычаи делового оборота - это важный инструмент для установления и реализации условий коммерческих соглашений.

Подтверждение обычая для применения в суде

Для того чтобы ссылка на обычай делового оборота была принята судом, нужно предоставить убедительные доказательства его существования. Как именно можно подтвердить наличие неписаного правила?

Статистические данные

Один из распространенных способов - привести статистику, которая подтверждает следование какой-то практике большинством игроков рынка. Например, если 70% компаний в вашей отрасли придерживаются 30-дневного срока оплаты поставок, и вы требуете таких же условий, это будет весомым аргументом.

Результаты опросов и экспертиз

Можно представить результаты опросов, интервьюирования или экспертные заключения профессионалов отрасли. Если эксперт подтверждает, что в данной сфере существует такой-то обычай, это является серьезным основанием для ссылки на него.

Деловая переписка

Наличие обычая может подтверждать и деловая переписка контрагентов или их предшествующее взаимодействие. Например, если ранее вы согласовывали сроки и условия поставок определенным образом, а потом поставщик вдруг начал нарушать этот порядок, такие факты будут аргументом.

Как компаниям использовать обычаи себе во благо

Итак, мы разобрались, как применять обычаи делового оборота для разрешения конфликтов и в сложных переговорах. Но их можно (и нужно!) использовать не только как инструмент для спорных ситуаций. Следование обычаям позволяет выстроить эффективное взаимодействие с клиентами и партнерами в обычном режиме.

Формализация отношений с контрагентами

Если в вашей компании складываются определенные стандарты работы с клиентами, полезно их формализовать. Например, можно утвердить регламент оказания услуг, стандартную форму договора, типовые шаблоны отчетов. Это сократит издержки при взаимодействии с постоянными клиентами.

Создание собственных правил работы

Компания может выработать свои уникальные обычаи, которые дадут ей конкурентные преимущества. Это могут быть особые нормы обслуживания клиентов, гарантийные условия, отраслевые стандарты качества, специфические методы работы и т.д.

Главное - довести такие обычаи до всех сотрудников и официально включить нужные пункты в политики компании. Тогда новые правила закрепятся в корпоративной культуре и станут нормой.

Комментарии