Северный флот – полярный щит России
Северный флот создан намного позже, чем Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. Значение заполярного театра военных действий существенно повысилось в начале тридцатых годов XX века. Достижения в авиации и судостроении позволяли сделать вывод о приоритетной важности защиты территорий, на которых ранее вести военные действия было невозможно.
Нарком обороны СССР Клим Ворошилов в апреле 1933 года подписал приказ о переходе эскадры, состоящей из эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий», двух подлодок и двух сторожевиков в заполярную зону. Караван судов получил название ЭОН-1 (экспедиции особого назначения). Корабли составили основу сформированной в Мурманске военной флотилии. В августе началось масштабное строительство новой военно-морской базы в городе Полярный.
В 1935 году Северная флотилия приступила к учебно-боевой работе. В течение короткого срока, всего за два года, были совершены многие дальние переходы, в частности к Новой Земле и по Северному морскому пути, приобретен опыт подледного плавания субмарин, построены аэродромы морской авиации, организована бытовая и вспомогательная инфраструктура. В мае 1937 года на базе флотилии создан Северный флот.
Тридцатые годы стали эрой освоения Заполярья. Спасение экспедиции И. Д. Папанина производилось при активном участии моряков и летчиков-североморцев.
Северный флот принял участие в зимней Финской войне. Стратегически выгодное расположение главной базы позволило блокировать снабжение противника с моря. Порты Петсамо и Лиинахамари были заняты советскими моряками.
С июня 1941 года значение советских северных портов существенно возросло. Архангельск и Мурманск принимали помощь союзников, их защита стала жизненно важной задачей. За четыре военных года через Атлантику прошли более полутора тысяч конвоев, каждый из которых за сотни миль встречали наши корабли, сопровождали в порты назначения, отбивая атаки немецких торпедоносцев, субмарин и бомбардировщиков.
Северный флот активно противодействовал немецким силам кригсмарине. Нацисты потеряли в полярных широтах более шестисот кораблей и 1300 самолетов. Герои-подводники Николай Лунин, Иван Колышкин, Израиль Фисанович, Магомет Гаджиев и многие другие сделали для победы все, что смогли, жертвуя, если это было нужно, жизнями. Летчики-североморцы Борис Сафонов, Иван Катунин, Петр Сгибнев покрыли свои краснозвездные крылья неувядаемой славой в арктическом небе.
Начиная с пятидесятых годов Северный морской флот стал не только океанским, но и ракетным. Первый в мире корабельный баллистический запуск был произведен в 1956 году в Белом море. Через три года североморцы приняли на вооружение подводный ракетоносец К-3 «Ленинский комсомол». 1960 год отмечен первым в мире подводным пуском баллистической межконтинентальной ракеты.
В 1962 году Северный подводный флот покорил полюс. Ракетоносец «Ленинский комсомол» принял надводное положение, проломив корпусом лед, и моряки установили на точке с координатой 90 градусов с. ш. флаги СССР и ВМФ.
Во второй половине семидесятых годов XX века в состав Северного флота были включены авианесущие корабли. Первым из них стал крейсер «Киев», в 1991 году на боевое дежурство заступил авианосец «Адмирал Кузнецов».
Исторические реалии показали, насколько прозорлив был создатель Флота российского, Петр Великий. Более трех веков назад, проводя первые русские корабли в северных водах, он пророчески понимал грядущее стратегическое значение Севера в деле защиты страны.
Сегодня зона ответственности Северного флота России – весь мировой океан. Базирование в Североморске и Северодвинске открывает возможности для неограниченного оперативного простора.