День Ивана Купала: традиции празднования у славянских народов
День Ивана Купала – один из самых любимых христианско-славянских праздников. Накануне, в ночь перед Ивановым днем, устраивались народные гулянья со множеством обрядов, ритуальных действий и игр.
Какого числа День Ивана Купалы отмечается, и откуда взялось такое название? Раньше, в дохристианские времена, праздник устраивался в день летнего солнцестояния – 22 июня, и носил другое название. Белорусы, например, называли его Соботками. Затем, с приходом христианства, он стал отмечаться в день рождения Иоанна Крестителя, 22.06 по старому стилю. В связи с отказом перехода Российской Православной Церкви на новый стиль, эта дата перенеслась на 7 июля, утратив тем самым своё астрономическое значение.
А в какой день Ивана Купала чествование проходит в других странах? Раньше в эту дату праздник устраивался практически по всей Европе. В наши дни традиция сохранилась в Белоруссии, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, где он проходит также 7 июля. А вот финны, например, день Ивана Купала отмечают 22 июня, как наши предки.
Откуда взялось название, нетрудно догадаться, если вспомнить, каким образом Иоанн Предтеча крестил людей. Он трижды окунал их в воды реки Иордан. «Купал», другими словами. Есть еще версия о том, что был такой славянский бог Купала, но подтверждения она не имеет, потому что до XVII века никаких упоминаний о нем не встречалось. Кроме того, название отражает один из главных обрядов, связанных с этим праздником, - купание в водоеме и росе.
Так как же все-таки праздновался этот день – Ивана Купала? Центральное место в проводимых обрядах отводилось воде, огню и растениям: цветам, травам, ягодам, деревьям.
Начиналось все вечером предыдущего дня. До заката солнца крестьяне купались в близлежащем водоеме (реке, озере, пруде) или в бане, если температура воды была слишком низкой. Затем подпоясывались травами, из них же с добавлением цветов и кореньев сплетали венки, после чего, перед самым закатом, на берегах рек разводили огромные костры. У разных народов детали празднества несколько отличались, но общая канва сохранялась. Кроме того, повсюду до этого дня запрещалось купаться и есть вишню.
Девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через огонь. Если при этом руки их оставались скрепленными, да еще и вслед летели искры от костра, тут уж не оставалось никаких сомнений в том, что пара будет жить долго и счастливо. Прыжки через костер с «чужим» парнем или девушкой приравнивались к измене.
Было еще множество обрядов, проводившихся в День Ивана Купала. Среди них - поиск цветка папоротника, который, по легенде, цветет только одну ночь в году. Тот, кто найдет его, научится видеть все подземные клады, понимать язык животных и птиц и открывать замки любых сокровищниц мира.
В эту необыкновенную ночь собирали травы, давали им окропиться росой, затем высушивали и использовали в течение года для целебных и магических целей. В утренней росе старались «искупаться» и сами, её собирали и использовали затем для охранения от нечистой силы.
Что касается нечистой силы, то в эту ночь она была особенно сильна (так считали наши предки). Поэтому устраивали «купальские бесчинства»: воровали у соседей со дворов разную утварь, телеги, бочки, потом тащили на дорогу или громоздили на крышу, что-то топили, что-то сжигали. Изначально это делалось в «охранительных» целях, дабы уберечься от нечистых сил, обмануть их и сбить со следа, потом об этом значении уже не вспоминали, а просто «куролесили» в собственное удовольствие.
После того как наступал рассвет, празднества заканчивались хороводами вокруг купальского деревца с последующим его сожжением. За восходом солнца наблюдали с большим вниманием, потому что существовало поверье, что оно «играет» в Иванов день: меняет свое местоположение, цвет. Увидеть это мог только истинный праведник или же тот, кому предстоит скорая смерть или какое-то эпохальное событие в жизни.