Антропоцентризм это - головокружительный поворот мысли и дела на много лет вперед

Антропоцентризм утверждает центральное место человека во Вселенной и рассматривает мир сквозь призму человеческих интересов и ценностей. Это философское направление берет начало в античности, но наибольшее развитие получило в эпоху Возрождения. Согласно антропоцентризму, человек является высшей целью мироздания, а все явления рассматриваются только в той мере, в какой они связаны с человеком.

В науке антропоцентризм выражается в том, что человек рассматривается как центральное звено научной картины мира. В философии антропоцентризм противопоставляется теоцентризму Средних веков и космоцентризму античности. Антропоцентризм подвергается критике со стороны глубинной экологии как одна из причин экологического кризиса.

Зарождение антропоцентризма в античной философии

В античной философии антропоцентризм зародился во взглядах Сократа, который рассматривал человека как центр мироздания. Сократ утверждал, что главное предназначение философии - познание человеком самого себя. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», имея в виду, что истинное знание может быть обретено лишь путем самопознания.

Позднее идеи антропоцентризма развивали представители патристики и схоластики. Например, Августин Блаженный писал, что человек сотворен по образу и подобию Бога, поэтому он занимает центральное место в мироздании. А Фома Аквинский рассматривал человека как «микрокосм», отражающий структуру «макрокосма». Хотя Бог у схоластов по-прежнему оставался высшей ценностью, человек трактовался как венец творения.

«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

- Протагор

Ключевая фраза античного антропоцентризма принадлежит Протагору. Она подчеркивает роль человека как высшего существа, способного оценивать окружающую реальность.

Расцвет антропоцентризма в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения происходит значительный подъем антропоцентризма. Гуманисты эпохи Возрождения ставят в центр своего мировоззрения человека, его достоинство и свободу. Они отстаивают право человека на самореализацию и счастье.

Важнейшую роль в утверждении антропоцентризма сыграли такие мыслители, как Пико делла Мирандола, автор трактата «Речь о достоинстве человека». В этом произведении Пико делла Мирандола утверждает, что человек занимает центральное место во Вселенной, ибо наделен разумом и свободной волей. Человек способен творить самого себя, определяя собственную природу и судьбу.

Другой яркий гуманист эпохи Возрождения, Марсилио Фичино, развивал идею о божественном происхождении человеческой души. По его мнению, человек призван соединить в себе духовное и материальное начала, возвыситься до божественного совершенства.

Таким образом, гуманисты Возрождения решительно отстаивали достоинство и ценность человека, его право на полноту жизни и свободное развитие. Эти идеи оказали огромное влияние на всю последующую европейскую культуру и мысль.

Антропоцентризм в науке и его критика

Научная революция Нового времени нанесла серьезный удар по антропоцентризму. Ряд открытий поставил под сомнение представление о центральном положении человека во Вселенной.

Важнейшим событием стала гелиоцентрическая система мира, предложенная Николаем Коперником. Она переместила центр мироздания с Земли на Солнце. Это разрушило прежние представления о том, что Вселенная вращается вокруг Земли как главного небесного тела.

Другим важным этапом стали открытия в области астрономии, показавшие огромные масштабы Вселенной. Труды Джордано Бруно, Галилео Галилея, Исаака Ньютона продемонстрировали, что Земля – лишь малая планета в бескрайних космических просторах.

Наконец, теория эволюции Чарльза Дарвина низвела человека с пьедестала «венца творения» до одного из многочисленных биологических видов, развивающихся по естественным законам отбора.

Все эти открытия заставили критически переосмыслить антропоцентрическую картину мира, господствовавшую в европейской культуре на протяжении веков. Человек утратил статус центра Вселенной.

Однако полностью отбросить антропоцентризм оказалось невозможно. Ведь научное познание само по себе осуществляется человеком и во многом обусловлено особенностями человеческого восприятия, мышления, деятельности. Любые научные представления о мире так или иначе «пропускаются» через призму человеческого сознания.

Поэтому в науке XX века антропный принцип стал важной мировоззренческой концепцией. Согласно ему, Вселенная должна обладать такими свойствами и константами, которые допускают существование человека как наблюдателя. Иными словами, мир таков, каков он есть, поскольку в нем сформировался человек.

Так антропоцентризм обрел новое звучание в современной науке, несмотря на все потрясения, пережитые им в Новое время. Человек по-прежнему остается одной из фундаментальных точек отсчета в научной картине мира.

Трактовка антропоцентризма в философии и социологии

В философии антропоцентризм понимается как сосредоточение исследований на проблематике человека. Он противопоставляется теоцентризму средневековой философии, где центром мира считался Бог, и космоцентризму античных мыслителей с их ориентацией на космос.

Ярким выражением антропоцентризма стала философия эпохи Возрождения. Гуманисты этого времени утверждали ценность человеческой личности, ее право на свободу и самореализацию. Это положило начало современному пониманию человека как автономной личности.

В немецкой классической философии антропологическая проблематика также занимает центральное место. Кант исследовал природу и границы человеческого разума, Фихте разработал концепцию деятельной сущности человека, Гегель рассматривал историю как процесс самораскрытия Absolute Spirit.

В экзистенциализме XX века антропоцентризм проявился во внимании к уникальному субъективному опыту отдельного человека, его выбору и ответственности за собственное существование в абсурдном и враждебном мире.

В социологии одним из основателей антропоцентрического подхода был Макс Вебер, разработавший методику понимающей социологии. Согласно Веберу, социальные явления следует анализировать через призму действий, мотивов и смыслов отдельных людей.

Другое влиятельное направление - феноменологическая социология - также опиралось на субъективный опыт индивида в противовес объективистским теориям общества. Однако в постмодернизме произошел отказ от антропоцентризма в пользу децентрированных моделей социальности.

Критика антропоцентризма глубинными экологами

Глубинные экологи, такие как Арне Несс, рассматривают антропоцентризм как одну из коренных причин экологического кризиса. Они определяют антропоцентризм как мировоззрение, согласно которому человек превыше всего в природе и имеет право эксплуатировать окружающий мир в своих интересах.

Австралийский философ Уорвик Фокс считает оправдание антропоцентризма тем, что только человек способен судить о мире, тавтологическим. По его мнению, антропоцентризм отражает стремление человека господствовать в природе, но при этом обращаться с людьми так же, как с объектами нечеловеческого мира.

Глубинные экологи Билл Деволл и Джордж Сешнс полагают, что концепция человеческой природы в рамках антропоцентризма основана на идее доминирования, которая рассматривает людей как существ, фундаментально отделенных от природы и превосходящих ее. Такая позиция, по их мнению, аналогична господству мужчин над женщинами, богатых над бедными и т.д.

Профессор Линн Уайт связывает возникновение антропоцентризма в его современном понимании с иудейско-христианской традицией, в рамках которой человек рассматривается как венец творения, призванный господствовать над землей и использовать ее богатства в своих целях.

Комментарии