Русский футуризм в литературе - поэтический удар по эстетике и быту

Русский футуризм в литературе появился в начале ХХ века, а именно в 1912 году. Это время совпадало с благоприятной для его развития общественно-политической обстановкой в стране. Как и полагается, критики и высшее общество не воспринимали футуристов, однако простой народ относился к ним с уважением и любовью. Зачастую, когда первые писатели этого направления декламировали собственные произведения, у слушателей это не вызывало ничего, кроме обычного недоумения.

Русский футуризм в литературе на заре своей истории значительно отличался от этого же направления в других странах. Зарубежные писатели были слишком радикальными и резкими. Что касается непосредственно русских авторов, то в их произведениях просматривалась некая доброжелательность, мягкость, местами даже искренность, а также не было явно выраженной агрессии относительно властей и устоявшегося политического строя. Они старались высказываться в сатирическом ключе. Именно поэтому первых русских футуристов нельзя было назвать идеалистами своего направления, однако их роль в мировой литературе от этого не уменьшается.

Представители футуризма в русской литературе во многом обязаны своим итальянским коллегам. Дело в том, что до Санкт-Петербурга различные новшества в любом искусстве доходили с некоторыми задержками. Если бы первые примеры футуризма пришли в Россию на десятилетие раньше, то этого направления в стране попросту бы не существовало, так как отсутствие кризиса в культуре и социологии не предполагало бунта и анархии в стихах и прозе.

Вообще, футуризм в русской литературе был открыт Хлебниковым. Изначально он был символистом, но ему удавалось только подражать этому направлению. Во многом это происходило потому, что его принципы достаточно сильно отличались от общепринятых: они были свободными, нескованными обычными поэтическими канонами. Благодаря такому мышлению из него получился идеальный футурист – основоположник русского стихотворного бунта, анархии и отрицания культурных традиций. Нельзя не отметить и настоящего гения этого литературного направления – Маяковского. Однако его позднее появление было обусловлено тем, что критики начали щадяще относиться к футуристам. А также многие издательства уже не отказывались от многотиражной печати подобных авторов, так что развивать свои таланты ему было намного проще.

Русский футуризм в литературе не ограничивался только писательством. Многие поэты отлично умели рисовать, поскольку авангардная живопись была тесно связана с поэзией, а художники-футуристы писали прозу и стихи. Кроме этого, нельзя не отметить, что это направление в искусстве ворвалось и в быт. Фактически каждый футурист отходил от обычного сдержанного стиля в одежде, его образ был настолько непонятен тогдашней буржуазии, что она отказывалась от трезвой критики произведений. То есть, образно говоря, стихи не воспринимались только потому, что их рассказывал автор в желтых штанах. Критики могли с относительным спокойствием воспринять насмешку над любым классиком, но они не хотели видеть другой цвет или покрой брюк.

Воспринимать русский футуризм в литературе как самостоятельный художественный стиль не получится, поскольку так называли все авангардные направления в стране, даже такие, которые ему совершенно не соответствовали. Кроме того, стоит добавить, что со временем стали появляться более адекватные оценки произведений. И в конце концов талант футуристов был признан.

Комментарии