Как составляется психолого-педагогическая характеристика ученика
Реформа современного образования предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Наше общество совершает переход от безликого обучения к качественному процессу, в котором учитываются не только физические и интеллектуальные способности обучающегося, но и его индивидуальные особенности. В связи с этим для создания благоприятных условий для развития важную роль играет психолого-педагогическая характеристика ученика.
Если раньше документ, по которому можно было получить краткую информацию о ребёнке, включал только общие сведения, то сегодня он стал более содержательным и подробным.
Пример психолого-педагогической характеристики ученика
В данный документ необходимо включить пункты:
- общая информация (имя, точные сведения о рождении, школа, класс, адрес проживания);
- обязательная характеристика семьи (принадлежность к одной из категорий учёта);
- сведения о темпераменте обучающегося (в данном пункте психолог может указать, по каким методикам определялась та или иная категория);
- индивидуальность характера (волевые качества, степень организованности);
- развитие (интеллектуальные возможности, особенности речи и памяти, уровень эмоциональности, способность к самореализации);
- взаимоотношения в коллективе (необходимо приложить результаты социометрии, без которых психолого-педагогическая характеристика ученика не будет полной);
- отношение к семье, сверстникам, педагогам, тренерам (если имелись конфликты, то указать причины);
- отношение к себе (уровень самооценки и степень критичности);
- достижения ребёнка (если у ученика имеется персональное портфолио, то данный пункт можно опустить, достаточно описания участия в мероприятиях школы и класса);
- насыщенность свободного времени (перечисление внешкольных организаций, которые посещает ученик и обязанности в семье); этим пунктом психолого-педагогическая характеристика ученика отражает объективность содержания;
- рекомендации (данный пункт должен включать результаты, полученные в ходе психологических исследований, а также выводы специалистов, которые сопровождали образовательный процесс ребёнка);
- достоверность документа (обязательно наличие даты составления, подписи директора, классного руководителя и представителей психологической службы, печать учреждения образования).
Заключение
Примерная психолого-педагогическая характеристика ученика, представленная в данной статье, может быть дополнена и другой информацией в соответствии со специализацией школы. В силу возрастных особенностей некоторые пункты могут быть упразднены, так как не смогут отразить в полной мере всю индивидуальность ребёнка. Обычно в детском учреждении разрабатывается своё положение о содержании такого документа. Психолого-педагогическая характеристика ученика обязательно предоставляется родителям, чтобы и они могли принимать участие в выборе дальнейшей траектории развития своего ребёнка.