Как составляется психолого-педагогическая характеристика ученика

Реформа современного образования предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Наше общество совершает переход от безликого обучения к качественному процессу, в котором учитываются не только физические и интеллектуальные способности обучающегося, но и его индивидуальные особенности. В связи с этим для создания благоприятных условий для развития важную роль играет психолого-педагогическая характеристика ученика.

Если раньше документ, по которому можно было получить краткую информацию о ребёнке, включал только общие сведения, то сегодня он стал более содержательным и подробным.

Пример психолого-педагогической характеристики ученика

В данный документ необходимо включить пункты:

  • общая информация (имя, точные сведения о рождении, школа, класс, адрес проживания);
  • обязательная характеристика семьи (принадлежность к одной из категорий учёта);
  • сведения о темпераменте обучающегося (в данном пункте психолог может указать, по каким методикам определялась та или иная категория);
  • индивидуальность характера (волевые качества, степень организованности);
  • развитие (интеллектуальные возможности, особенности речи и памяти, уровень эмоциональности, способность к самореализации);
  • взаимоотношения в коллективе (необходимо приложить результаты социометрии, без которых психолого-педагогическая характеристика ученика не будет полной);
  • отношение к семье, сверстникам, педагогам, тренерам (если имелись конфликты, то указать причины);
  • отношение к себе (уровень самооценки и степень критичности);
  • достижения ребёнка (если у ученика имеется персональное портфолио, то данный пункт можно опустить, достаточно описания участия в мероприятиях школы и класса);
  • насыщенность свободного времени (перечисление внешкольных организаций, которые посещает ученик и обязанности в семье); этим пунктом психолого-педагогическая характеристика ученика отражает объективность содержания;
  • рекомендации (данный пункт должен включать результаты, полученные в ходе психологических исследований, а также выводы специалистов, которые сопровождали образовательный процесс ребёнка);
  • достоверность документа (обязательно наличие даты составления, подписи директора, классного руководителя и представителей психологической службы, печать учреждения образования).

Заключение

Примерная психолого-педагогическая характеристика ученика, представленная в данной статье, может быть дополнена и другой информацией в соответствии со специализацией школы. В силу возрастных особенностей некоторые пункты могут быть упразднены, так как не смогут отразить в полной мере всю индивидуальность ребёнка. Обычно в детском учреждении разрабатывается своё положение о содержании такого документа. Психолого-педагогическая характеристика ученика обязательно предоставляется родителям, чтобы и они могли принимать участие в выборе дальнейшей траектории развития своего ребёнка.

Комментарии