Повесть «Барышня-крестьянка» Пушкина: история любви и классового неравенства
В 1830 году Александр Пушкин написал цикл повестей «Повести Белкина». Одной из них была «Барышня-крестьянка» - трогательная история любви девушки Лизы и юноши Алексея. Их отцы, помещики соседних имений, находились во вражде, поэтому молодым людям пришлось тайно встречаться в лесу. Лиза, чтобы сблизиться с Алексеем, притворялась простой крестьянской девушкой по имени Акулина. Она говорила с ним на деревенском наречии, делала вид, что не умеет читать и писать. Алексей, не догадываясь о ее происхождении, учил Лизу грамоте и был очарован ее красотой и умом.
Противостояние отцов Лизы и Алексея
В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин показывает противостояние двух помещиков - отца Лизы Григория Ивановича Муромского и отца Алексея Ивана Петровича Берестова. Это противостояние является одним из ключевых сюжетных ходов, которое в итоге приводит героев к примирению.
Григорий Иванович был сторонником всего английского и новомодного, его даже прозвали «англоманом». Он ввел в своем поместье модные хозяйственные новшества, что вызывало недовольство и насмешки со стороны соседа Берестова. «Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера. Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и поминутно находил случай его критиковать», - так Пушкин характеризует Берестова.
Таким образом, Пушкин изображает столкновение старого консервативного уклада, олицетворяемого Берестовым, и нового европеизированного, воплощенного Муромским. Это столкновение отражает происходившие в то время в России перемены. В итоге оба помещика мирятся, и их дети Лиза и Алексей вступают в брак, что символизирует гармонизацию старого и нового.
Тайные встречи Лизы и Алексея в лесу
Одним из центральных эпизодов повести «Барышня-крестьянка» являются тайные встречи Лизы и Алексея в лесу. Их отцы находились в ссоре, поэтому молодые люди были вынуждены скрывать свои отношения. Эти встречи позволяют Пушкину показать, как любовь преодолевает социальные барьеры.
Лиза заинтересовалась Алексеем после того, как услышала о нем от подруг. Его образ романтичного героя с разбитым сердцем, который носит перстень с мертвой головой, произвел на нее сильное впечатление. Узнав, что горничная Настя идет на именины к Берестовым, Лиза отпускает ее, хотя их отцы враждуют. Этот эпизод показывает, что Лиза не разделяет отцовских предрассудков.
Чтобы встретиться с Алексеем, Лиза решает выдать себя за крестьянку. Она начинает называться Акулиной и в таком виде тайно встречается с возлюбленным в лесу. Алексей пленен ее природным умом и красотой. Он учит Акулину грамоте, дарит ей книги, мечтает освободить из крепостной зависимости. Так Пушкин показывает тягу персонажей друг к другу, их духовную и интеллектуальную близость. Однако тайна Лизы раскрывается, когда их отцы мирятся. Выясняется, что возлюбленная Алексея - барышня, а не крестьянка. Но это уже не имеет значения, так как социальные преграды между молодыми людьми устранены примирением Берестова и Муромского. Лиза и Алексей получают благословение на брак.
Лиза притворяется простой крестьянкой
Одним из ярких образов в повести Пушкина «Барышня-крестьянка» является Лиза, которая притворяется простой деревенской девушкой по имени Акулина. Этот литературный прием позволяет автору показать столкновение сословий и любовь, преодолевающую социальные рамки. Лиза решается на хитрость ради встреч с возлюбленным Алексеем. Поскольку их отцы враждуют между собой, она вынуждена скрывать отношения и притвориться простолюдинкой. Лиза говорит с Алексеем на крестьянском диалекте, одевается в простое платье, называет себя дочерью кузнеца по имени Акулина Петровна.
Алексей не узнает в Акулине свою возлюбленную Лизу и искренне восхищается ее красотой, умом и быстрыми успехами в учебе. Он мечтает выкупить Акулину из крепостной зависимости и жениться на ней, несмотря на разницу сословий. Так Пушкин подчеркивает силу и чистоту чувств своих героев. Только в финале повести, после примирения отцов, Алексей узнает в нарядной барышне Лизе свою любимую простушку Акулину. И хотя ее обман раскрыт, это уже не имеет значения. Благодаря любви молодых людей рушатся сословные барьеры между их семьями.
Примирение отцов и свадьба влюбленных
Кульминацией сюжета повести Пушкина «Барышня-крестьянка» становится примирение враждующих отцов главных героев - Григория Ивановича Муромского и Ивана Петровича Берестова. Их конфликт являлся главным препятствием на пути влюбленных Лизы и Алексея, которые после замирения родителей получают благословение на брак. Пушкин мастерски готовит развязку истории. Сначала происходит случай на охоте, в результате которого Муромский чуть не гибнет, но его спасает Берестов. Это становится поворотным моментом во взаимоотношениях соседей-помещиков. Затем уже сам Муромский приглашает Берестовых к себе на обед в знак примирения.
Неожиданное сближение отцов ставит в тупик Лизу, которая до последнего скрывала от всех свои отношения с Алексеем. Но девушка выкручивается и на встречу с Берестовыми является в образе напыщенной барышни, говорящей по-французски. Алексей не узнает в ней свою возлюбленную. Однако после ужина отцы объявляют о решении поженить Алексея и Лизу. Алексей в гневе едет к Муромскому, чтобы отказаться от невесты, так как любит простую девушку Акулину. Но войдя в дом, понимает, что Лиза и есть его Акулина. Развязка получается комичной и неожиданной. В итоге влюбленные получают долгожданное согласие на брак, а Пушкин мастерски разрешает любовный конфликт на фоне примирения отцов героев.
Таким образом, благодаря стечению обстоятельств и хитрости Лизы, старый конфликт между помещиками разрешается. Их дети, преодолев социальные рамки, тайно полюбившие друг друга еще до примирения отцов, наконец обретают счастье в браке по воле родителей.
Значение повести в творчестве Пушкина
Повесть «Барышня-крестьянка» занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Это произведение было создано писателем в 1830 году, в период так называемой «болдинской осени», когда он работал необычайно плодотворно. «Барышня-крестьянка» вошла в цикл «Повестей Белкина», где каждая история повествуется от лица вымышленного автора. Такой литературный прием был характерен для творчества Пушкина в 1830-е годы. Он позволял ему играть с повествовательными формами, экспериментировать.
В этой повести Пушкин обращается к теме любви, преодолевающей сословные барьеры и социальные предрассудки. Тайные отношения между барышней Лизой и молодым дворянином Алексеем становятся возможны только благодаря хитрости девушки, которая притворяется простой крестьянкой. Пушкин мастерски показывает столкновение старых патриархальных устоев с новыми веяниями в лице отцов главных героев. Конфликт между помещиками в итоге разрешается благодаря вмешательству судьбы и союзу их детей. Так в произведении отразились размышления Пушкина о будущем России, тяготеющей между прошлым и настоящим.
Лаконичный сюжет, яркие характеры персонажей, меткие диалоги, комедийная интрига - все эти особенности «Барышни-крестьянки» стали визитной карточкой зрелого пушкинского стиля. Повесть органично вошла в золотой фонд русской классической литературы.