Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Сон"
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Сон" было создано поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до его трагической гибели на дуэли. В нем Лермонтов удивительно точно предсказывает обстоятельства своей близкой кончины.
Это произведение принято относить к так называемым "стихам-предсказаниям" - особому жанру, характерному для творчества многих выдающихся поэтов. В статье мы проанализируем это знаменитое произведение Лермонтова, раскроем его символику, попытаемся понять тайный смысл.
История создания стихотворения «Сон»
Стихотворение «Сон» было создано Лермонтовым в 1841 году, незадолго до его трагической гибели на дуэли. В тот период поэт находился в ссылке на Кавказе и ощущал приближение своего рокового конца. Перед отъездом на Кавказ его друг В.Ф. Одоевский подарил Лермонтову альбом и попросил заполнить его стихами. Именно в этот альбом поэтом и было вписано стихотворение «Сон» наряду с другими произведениями последнего периода творчества.
Стихотворение было опубликовано посмертно, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки». Таким образом, при жизни автора оно не печаталось. «Сон» стал одним из наиболее известных и загадочных стихотворений Лермонтова, поскольку в нем поэт с поразительной точностью предсказал обстоятельства собственной гибели.
Таинственное предвидение трагических событий, описанное в стихотворении «Сон», делает его одним из самых примечательных произведений позднего творчества Лермонтова. Это стихотворение наглядно демонстрирует, как поэт ощущал приближение смерти и стремился выразить свои предчувствия в поэтической форме.
Тема смерти в творчестве Лермонтова
Тема смерти занимает важное место в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это связано с романтическим мировоззрением поэта, его разочарованием в жизни и ощущением одиночества. Лермонтов часто размышляет о бренности земного существования, о роковой предопределенности человеческих судеб.
В раннем творчестве тема смерти появляется эпизодически, но постепенно обретает все большее значение. В стихотворениях 1830-х годов Лермонтов пишет о юношеском страхе смерти, о неизбежности ухода из жизни. Однако эта тема еще не становится центральной.
Поворот происходит в 1840 году, когда Лермонтов создает свои знаменитые стихи о смерти - «Смерть Поэта», «Пророк», «И скучно, и грустно». Эти произведения демонстрируют философское осмысление поэтом темы смерти, принятие ее как неотвратимой судьбы.
В последний год жизни, предчувствуя скорый трагический конец, Лермонтов все чаще обращается к мотивам рока, предопределения, неизбежности гибели. Эти настроения отразились в «Сне», «Предсказании», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и других произведениях.
«Сон» - одно из самых показательных стихотворений последнего периода. Здесь Лермонтов не просто размышляет о смерти, но детально описывает обстоятельства своей гибели, которая произойдет через несколько месяцев. Это придает особую мистическую ауру произведению.
Таким образом, на протяжении всего творческого пути Лермонтов постепенно все глубже проникает в тему смерти. Если в ранних произведениях она звучит эпизодически, то в зрелых приобретает философское звучание и становится одной из ключевых. «Сон» является логическим завершением этой эволюции темы, ее предельным воплощением.
Сюжет и композиция стихотворения «Сон»
Композиционно стихотворение «Сон» состоит из двух частей. В первой части описываются реальные события – гибель лирического героя. Во второй части повествуется о его предсмертном видении.
Первая часть включает два четверостишия. В них с художественными подробностями описана картина смерти героя: он лежит на песке, истекая кровью из раны в груди. Детали природы (полдень, палящее солнце, желтые горы) усиливают трагизм ситуации.
Вторая часть – это сон умирающего, его видение перед смертью. Здесь три четверостишия. Герой видит родные места, пир, веселящихся людей. И только одна девушка печальна, она чувствует, что с ним случилась беда. Ее душа тоскует о любимом.
Таким образом, в первой части дана реальная картина, во второй – видение, порожденное воображением умирающего. Это придает композиции зеркальность: явь и сон отражают друг друга. Реальные события обретают мистический отсвет через воображение героя.
Сюжет стихотворения прост. Это последовательность событий – смерть героя и его предсмертный сон. Но эта простота обманчива. Глубинный подтекст связан с роковым предвидением Лермонтова и придает интригу произведению.
Образы персонажей
В стихотворении «Сон» можно выделить два основных персонажа – лирический герой и девушка. Оба образа раскрываются через их переживания и внутренний мир.
Лирический герой – это молодой человек, чья смерть описана в первой части. О нем мы узнаем немного: он погиб на чужбине от раны в груди. Главное в этом образе – одиночество героя перед лицом смерти и его тоска по родине.
Во второй части этот образ дополняется через видение героя. Мысленно он переносится на родину, где идет пир, звучат песни. Но одна девушка печальна, что указывает на связь ее души с душой героя – она чувствует его смерть.
Образ девушки дан лаконично, через ее переживания. Она «грустна и тиха» среди веселящихся подруг. Ее «душа в грустном сне» – так проявляется душевная связь с лирическим героем. Этот образ символизирует верность, преданность, искренность чувств.
Таким образом, главные герои объединены любовью, которая сильнее смерти. Девушка ощущает гибель возлюбленного даже на расстоянии. А он в предсмертном видении вспоминает ее одну среди веселящихся людей.
Символика деталей и художественные средства
В стихотворении «Сон» Лермонтов, анализ которого необходимо понимать, использует выразительные художественные средства, которые усиливают его глубинный смысл. Особую роль играет символика деталей.
Уже в первых строках появляются значимые детали: «долина Дагестана», «полдневный жар», «песок». Это реалии Кавказа, где вскоре погибнет поэт. Природа словно предвещает трагедию.
Анализ "Сна" Лермонтова дает увидеть яркие метафоры, передающие состояние умирающего: «дымилась рана», «по капле кровь точилась». Они усиливают ощущение надвигающейся смерти.
Во второй части появляются новые символические детали: «пир вечерний», «огни», «речи весело шумят». Это метафоры беззаботной жизни, которой противопоставлен образ умирающего поэта. Трагизм его судьбы подчеркнут контрастом.
Олицетворение «душа грустит и болит» передает состояние девушки, почувствовавшей гибель любимого. Эпитеты «грустный сон», «младая душа» оттеняют нежность ее чувств.
Таким образом, художественные средства усиливают философский подтекст стихотворения, придают символический смысл деталям. Благодаря им трагедия индивидуальной судьбы обретает универсальное звучание.
Философский смысл стихотворения
Стихотворение «Сон», несмотря на небольшой размер, несет в себе глубокий философский смысл. В нем затрагиваются вечные темы жизни и смерти, любви и одиночества.
Главная философская идея связана со смертью. Лермонтов показывает неизбежность ухода из жизни даже для талантливого человека. Смерть подстерегает его вдали от родины среди чужих гор.
Однако стихотворение проникнуто не трагизмом, а спокойной грустью. Поэт примирился со своей судьбой и смотрит на смерть как на закономерное завершение земного пути. При этом душа бессмертна и устремлена к вечности.
Еще одна важная идея – тема любви, сильнее смерти. Чувство героев настолько глубоко, что девушка ощущает гибель возлюбленного даже на расстоянии. А его душа в предсмертный миг тянется к любимой.
Таким образом, в основе стихотворения лежит философское осмысление вечных тем. Лермонтов рассуждает о ценности любви, веры, дружбы перед лицом смерти. И приходит к выводу об их бессмертии для человеческой души.