Биография Микеланджело, великого художника эпохи Возрождения
Микеланджело – великий мастер Ренессанса, чье имя вспоминается в одном ряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем и другими художниками Возрождения. Известен в первую очередь как непревзойденный скульптор (статуя Давида во Флоренции и др.) и автор фресок Сикстинской капеллы. Трудился на ниве архитектуры, был прекрасным поэтом.
Начало пути
Биография Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони начинается 6 марта 1457 г. в Капрезе (сейчас – Капрезе-Микеланджело). Его первыми учителями были мастера Бертольдо ди Джованни и Гирландайо из художественной школы Лоренцо Медичи. Эстетическое мироощущение будущего художника формировалось под влиянием Донателло, Джотто, Якопо делла Кверча, творения которых он копировал во время учебы. Первые самостоятельные скульптурные работы - «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» - в настоящее время представлены во флорентийском музее Каса Буонарроти. В 1496 году молодой художник перебирается в Рим.
Признание
Биография Микеланджело не отличается тяжелой борьбой с обстоятельствами: его безусловный талант был признан сразу как собратьями по цеху, так и власть имущими. К 1500 году художник завершает работу над скульптурной композицией «Пьета» («Мадонна, оплакивающая Христа»), заказанную для Собора св. Петра, и практически тут же поступает заказ от флорентийского правительства: статуя Давида высотой пять с половиной метров, предназначенная для размещения на центральной площади города. Работа длилась пять лет. Благодаря этой статуе к Микеланджело пришла всемирная известность. В настоящее время оригинал находится в Академии Искусств Флоренции.
Очередной заказ мастер получает от Юлия II: надгробие для будущей папской усыпальницы. Композиция была начата в 1505 году, но продолжена только в 1513 (Юлий II уже умер). Условия контракта пересматривались много раз, работа двигалась медленно. Лишь через тридцать лет надгробие было установлено. Из первых работ в композицию вошла только статуя Моисея. Исходно предназначавшиеся для той же цели скульптуры рабов («Умирающий» и «Восставший») сейчас находятся в Лувре.
Творческая зрелость
1508 год. Биография Микеланджело пополнилась следующим важным эпизодом: ему поручили роспись сводов Сикстинской капеллы. На ее стенах и сводах расположились сюжеты из Бытия и других книг Ветхого Завета, изображения пророков.
Двадцать лет мастер работал над созданием архитектурно-скульптурного ансамбля капеллы Медичи. Работа неоднократно останавливалась как из-за недостатка средств, так и из-за форс-мажорных обстоятельств: с 1527 по 1530 год продолжалось флорентийское восстание против Медичи, и Микеланджело руководил обороной осажденного города. Завершение капеллы осуществилось только в 1546 году, именно тогда была установлена скульптурная группа.
Биография Микеланджело тесно переплетается с драматическими событиями как светской, так и религиозной жизни Италии. В 1534-м художник возвращается в Рим. Это время – сложный период для Ренессанса: активизируются церковные настроения. Выполненная к 1541 году фреска «Страшный суд» (алтарь Сикстинской капеллы) отражает смятение художника, перемены в его мировоззрении. Отныне и до самой смерти мастера его живописные и скульптурные работы переполнены трагическим пафосом.
Последний проект
Отчасти авторству Микеланджело принадлежит Собор св. Петра – грандиозное сооружение, которое строили несколько поколений архитекторов. В 1546 году руководителем был назначен Микеланджело. Краткая биография художника упоминает о том, что первоначально в 326 г. здесь была построена базилика. В XV веке ее начали модернизировать, но в итоге Юлий II распорядился построить на этом месте новый собор. Руководили строительством по очереди Браманте, Рафаэль, Сангалло, Перуцци, Микеланджело, Порта, Виньола, Мадерно, Бернини. Завершение строительства датируется 1667 годом.
Микеланджело скончался в результате непродолжительной болезни 18 февраля 1564 года в Риме. Тело его было тайком вывезено во Флоренцию и похоронено в усыпальнице церкви Санта-Кроче. Там и по сей день гости города могут увидеть гробницу Микеланджело Буонарроти, биография которого вдохновила на создание книг таких мастеров пера, как Ромен Роллан, Ирвинг Стоун, а также многих ценителей искусства эпохи Возрождения.