комедия Н.В. Гоголя "Женитьба": сюжет, персонажи, инсценировки
Комедия Н.В. Гоголя "Женитьба", написанная в 1833-1835 годах, до сих пор остается загадочным и малоизученным произведением великого писателя.
В отличие от таких широко известных пьес Гоголя, как "Ревизор" и "Мертвые души", "Женитьба" редко ставится на сцене и мало исследована литературоведами.
История создания "Женитьбы"
Комедия «Женитьба» была задумана Гоголем еще в 1833 году. Первоначально пьеса называлась «Женихи» и изображала сватовство в деревне. К 1835 году произведение приобрело окончательное название «Женитьба», а действие было перенесено в Петербург. В том же году Гоголь читал отрывки из комедии своим друзьям, а осенью планировал поставить ее на сцене. Однако работа над «Ревизором» отодвинула завершение «Женитьбы».
Пьеса была окончательно дописана Гоголем уже за границей в 1841 году для подготавливаемого собрания сочинений. Премьера «Женитьбы» состоялась в декабре 1842 года в Александринском театре Петербурга, а в феврале 1843 - в Малом театре Москвы. Оба спектакля прошли без успеха. Современники Гоголя не оценили новаторства «Женитьбы», опередившей свое время. Лишь позднее критики отметили, что пьеса предвосхитила драматургию Островского.
Таким образом, создание «Женитьбы» растянулось почти на 10 лет. За это время замысел претерпел существенную эволюцию - от сельской комедии до городского бытового водевиля.
Сюжет и композиция пьесы "Женитьба"
Комедия «Женитьба» состоит из двух действий и разворачивается в Петербурге XIX века. Действующих лиц всего 12, но основных персонажей - 5: Агафья Тихоновна, Подколесин, Фекла Ивановна, Кочкарев и Жевакин. Сюжет строится вокруг попыток женитьбы главного героя Подколесина.
В начале пьесы Подколесин и Агафья обращаются к одной и той же свахе Фекле с просьбой подыскать невесту и жениха соответственно. Агафья мечтает выйти замуж за дворянина, а Подколесин не решается сделать предложение. Тем временем Фекла собирает к Агафье целую толпу других женихов, которые своим поведением прогоняют девушку.
Друг Подколесина Кочкарев берется помочь ему жениться, избавившись от всех соперников. Хитростью Кочкареву удается прогнать женихов, и Подколесин остается единственным претендентом на руку Агафьи. Однако в решающий момент Подколесин теряет решимость и сбегает от свахи прямо через окно. Так комедия и заканчивается, оставляя главного героя холостым.
Важную роль в пьесе играет комический эффект. Гоголь высмеивает бюрократически-чиновничий быт, мелочность и ограниченность персонажей. Юмор рождается из их поведения, разговоров, имен. Композиция произведения стройная и лаконичная, действие стремительно развивается к финалу.
Образы главных героев комедии
В комедии «Женитьба» можно выделить пять главных персонажей. Это Подколесин, Агафья Тихоновна, Фекла, Кочкарев и Жевакин. Каждый из них отличается яркими индивидуальными чертами.
Иван Кузьмич Подколесин - главный герой пьесы. Это петербургский чиновник, мелочный и ограниченный бюрократ. Он много размышляет о женитьбе, но все время медлит с решением. Подколесин олицетворяет тип «маленького человека».
Агафья Тихоновна - молодая купеческая дочь, мечтающая выйти замуж за дворянина. Она наивна, простодушна и легко поддается манипуляциям. В финале Агафья готова выйти за Подколесина, которого едва знает.
Фекла Ивановна - опытная и хитрая сваха, которая пытается свести Подколесина и Агафью. Она ловко обманывает женихов Агафьи, а затем уговаривает девушку выбрать Подколесина.
Илья Кочкарев - друг и антипод Подколесина. Это энергичный и решительный человек. Кочкарев берет инициативу в свои руки и интригами добивается избавления от всех соперников Подколесина.
Балтазар Жевакин - романтичный моряк, искренне влюбленный в Агафью с первого взгляда. Он готов жениться без приданного, лишь бы невеста ответила взаимностью. Жевакин вызывает симпатию как единственный персонаж, движимый настоящим чувством.
Таким образом, герои «Женитьбы» представляют разные социальные типы и характеры. Их взаимодействие порождает комические ситуации и является источником юмора пьесы.
Постановки "Женитьбы" в России и мире
Комедия «Женитьба» впервые была поставлена в 1842 году в Александринском театре Петербурга. Премьера прошла неудачно, зрители холодно встретили пьесу. В следующем году состоялась премьера в Москве на сцене Малого театра. Но и эта постановка не имела успеха.
В дальнейшем «Женитьба» ставилась в обеих столицах еще несколько раз в XIX веке с участием известных актеров. Однако по-настоящему оценить новаторство пьесы удалось только в XX веке. Она вошла в репертуар многих провинциальных театров России.
В советское время «Женитьба» регулярно ставилась в театрах страны. В наши дни комедия также популярна и идет во многих театрах.
За рубежом «Женитьба» впервые была поставлена в Париже на русском языке. В дальнейшем пьеса несколько раз ставилась во Франции, Великобритании и других странах. Комедия привлекает иностранных режиссеров оригинальностью характеров и комизмом ситуаций.
Таким образом, несмотря на первоначальный провал, «Женитьба» со временем заняла прочное место в репертуаре отечественных и зарубежных театров. Постановки Гоголя и сегодня пользуются зрительским интересом.
Музыкальные интерпретации комедии Гоголя
Комедия «Женитьба» неоднократно получала музыкальные интерпретации. Первой стала незавершенная опера М.П. Мусоргского, над которой он работал в 1868-1869 годах. Композитор написал вступление и одно действие оперы. В 1931 году М.М. Ипполитов-Иванов оркестровал и дополнил оперу тремя действиями.
В 1946 году оперу «Женитьба» создал А.Т. Гречанинов. Премьера его одноактной оперы состоялась лишь в 2009 году в России. Постановка осуществлена Детским музыкальным театром им. Н.И. Сац и не сходит со сцены по сей день.
Влияние "Женитьбы" на последующие произведения литературы и искусства
Комедия «Женитьба» оказала большое влияние на последующее развитие русской литературы и драматургии. Она опередила свое время и была оценена по достоинству лишь впоследствии.
Отголоски «Женитьбы» обнаруживаются уже в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ Чичикова во многом перекликается с Подколесиным, а некоторые мотивы пьесы нашли отражение в сюжете поэмы.
Яркие бытовые характеры комедии предвосхитили реалистическую драматургию А.Н. Островского. Он высоко ценил «Женитьбу» и во многом продолжил традиции Гоголя в своих пьесах.
Влияние гоголевской комедии сказалось и в драматургии XX века. Ее отголоски заметны в пьесах М.А. Булгакова, образ Подколесина послужил прообразом Поприщина в «Записках сумасшедшего» Н.В. Гоголя.
Не обошла стороной «Женитьба» и зарубежную литературу. Она оказала воздействие на творчество Ги де Мопассана, Томаса Манна, Франца Кафки. Мотивы пьесы отразились в их произведениях.
Таким образом, новаторство «Женитьбы» Гоголя выходит далеко за рамки русской литературы. Комедия по праву считается одним из ключевых произведений мировой драматургии XIX века.
Нераскрытый потенциал пьесы
Несмотря на то, что «Женитьба» является одним из самых известных произведений Н.В. Гоголя, некоторые аспекты этой пьесы до сих пор остаются не до конца раскрытыми и изученными.
Во-первых, это жанровое своеобразие комедии. Гоголь определил ее как «совершенно невероятное событие в двух действиях». Такая двойственность жанра - комедия и фантастика - дает простор для разных интерпретаций.
Во-вторых, образ главного героя Подколесина допускает неоднозначные трактовки. С одной стороны, это смешной маленький человек, с другой - трагическая фигура, не способная преодолеть одиночество.
В-третьих, в пьесе много аллегорий, метафор, намеков, которые до конца не прояснены.
В-четвертых, спорным остается финал комедии, когда Подколесин сбегает от свахи. Является ли этот побег освобождением или трагедией героя - вопрос открытый.
Таким образом, при всей кажущейся простоте и лаконичности «Женитьбы», пьеса обладает многомерностью и неисчерпаемой глубиной. Ее потенциал до конца не раскрыт ни театром, ни литературоведением.
Значение "Женитьбы" для творчества и мировоззрения Гоголя
Комедия "Женитьба" занимает особое место в творчестве Гоголя. Это одно из немногих произведений писателя, где он обращается к теме любви и брака. В отличие от романтических повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", здесь Гоголь дает реалистическое изображение быта и нравов современного ему общества.
В "Женитьбе" Гоголь впервые обращается к "маленькому человеку", показывая трагикомизм его положения. Образ Подколесина, мелкого чиновника, мечтающего о женитьбе, но не решающегося на этот шаг, станет прообразом гоголевских "героев", вроде Акакия Акакиевича из "Шинели".
Вместе с тем пьеса проникнута глубоким пессимизмом. Гоголь показывает, что истинная любовь и семейное счастье недоступны персонажам. Их отношения основаны на корысти и лицемерии. Это отражает мировоззрение зрелого Гоголя, разочарованного в людях.
Таким образом, "Женитьба" знаменует переход Гоголя к критическому реализму, изображению "маленького человека" и разоблачению пороков общества.
Однако при жизни Гоголя комедия не получила признания – современники не были готовы к ее новаторству. Лишь позднее критика оценила новизну и глубину "Женитьбы", ее значение для становления реализма в русской литературе.