Блага - это все, что способно удовлетворять потребности и приносить людям пользу

Блага играют важную роль в экономике, определяя спрос и предложение на рынках. Однако не все, что называют благом, действительно полезно и приносит пользу людям. Давайте разберемся, что такое блага, как их классифицируют и какие подводные камни таят некоторые виды благ.

В статье мы рассмотрим определение блага в экономическом смысле, виды полезности и антиполезности. Поговорим о делении благ на редкие и даровые, общественные и частные. Обратим внимание на проблему выбора оптимального набора благ при ограниченном бюджете потребителя. Затронем вопрос скрытых характеристик некоторых благ и связанной с этим информационной асимметрии.

Что такое благо в экономике

Благо в экономике - это все, что способно удовлетворять потребности людей и приносить им пользу. Способность блага удовлетворять потребности называется его полезностью. Благом может быть любой товар или услуга - еда, одежда, транспорт, развлечения и т.д.

Понятие блага в экономической теории шире, чем просто «добро» или «польза» в моральном смысле. Благом могут считать даже то, что объективно приносит вред (например, алкоголь). Главное - наличие субъективной «полезности» для потребителя. Поэтому в качестве блага может рассматриваться практически любой предмет или явление.

Различают «даровые» и «экономические» блага. «Даровые» доступны в неограниченном количестве, а «экономические» - ограничены, за них возникает конкуренция.

Деление благ на общественные и частные

По степени исключаемости из потребления все блага делят на частные и общественные. Блага - это такие продукты и услуги, которые удовлетворяют человеческие потребности.

Частные блага - те, доступ к которым можно ограничить. Их потребление одним человеком уменьшает возможность потребления этого блага другими людьми. К частным благам относятся предметы личного пользования вроде еды, одежды, автомобилей.

Общественные блага доступны всем одновременно, и потребление одного человека не влияет на возможности других людей потреблять это благо. Примеры - освещение улиц, национальная оборона, эфирное телевидение.

Общественные блага в свою очередь делятся на чистые и смешанные. Чистые общественные блага полностью соответствуют определению - их потребление неисключаемо и неконкурентно. А смешанные могут быть перегружены и в этом случае теряют свойства общественных.

Пример чистого общественного блага - радиоэфир. Никого нельзя исключить из его использования, и одновременный прием радиосигнала многими людьми не уменьшает его качества. А вот автомагистраль при большом количестве машин становится «перегруженным» общественным благом.

Конкурентные и неконкурентные блага

Блага - это товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей. По степени конкурентности в потреблении все блага делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентными называются блага, полезность которых для одного человека уменьшается, если ими одновременно пользуется кто-то еще. Например, чем больше людей едет по дороге, тем медленнее движение и хуже условия для каждого отдельного водителя.

Неконкурентные блага могут использоваться многими людьми одновременно без потери полезности для каждого отдельного потребителя. Пример - пользование парком отдыха. Дополнительные люди в парке почти не влияют на удовольствие, получаемое уже находящимися там горожанами.

Бывает, что одно и то же благо в одних условиях является неконкурентным, а при интенсивном использовании становится конкурентным. Например, рыба в небольшом водоеме. При умеренном вылове она неконкурентна, но чрезмерный вылов сделает ее конкурентным ресурсом, которого не хватает всем желающим.

Однородные и дифференцированные блага

Блага - это товары и услуги, которые приносят пользу людям, удовлетворяя их потребности. В зависимости от степени дифференциации все блага делятся на однородные и неоднородные.

Однородными (гомогенными) называют блага, не различающиеся по существенным для потребителя характеристикам. Например, сахар-песок от разных производителей с точки зрения конечного покупателя выступает как однородный продукт.

Неоднородные (дифференцированные) блага, наоборот, обладают с точки зрения потребителя индивидуальными отличительными свойствами. Это могут быть как объективные различия (например, элитный кофе и обычный растворимый), так и субъективные (например, пристрастие покупателя к определенному бренду).

Степень дифференциации благ влияет на структуру и конкуренцию на рынках. Чем сильнее выражена неоднородность товара, тем легче производителям не ценовыми методами бороться за свою долю на рынке.

Блага со скрытыми характеристиками и информационная асимметрия

Блага - это товары и услуги, которые удовлетворяют человеческие потребности и приносят людям пользу. Некоторые блага обладают скрытыми характеристиками, которые сложно или невозможно оценить потребителю до покупки.

К скрытым свойствам благ могут относиться: долговечность, надежность, дополнительные функции, качество используемых материалов, эргономичность и удобство использования. Потребителю бывает трудно узнать о них до приобретения товара.

Из-за информационной асимметрии возникает проблема «неблагоприятного отбора»: на рынке скапливаются товары низкого невидимого качества, вытесняя качественные. Это происходит потому, что покупатели не могут отличить хорошие товары от плохих и готовы платить только среднюю цену. В итоге продавцы качественных товаров уходят с рынка.

Чтобы решить эту проблему, продавцы прибегают к сигнализированию - использованию гарантий, брендов, сертификатов. Это повышает доверие покупателей к невидимому качеству товаров.

Выбор оптимального набора благ при ограниченном бюджете

Блага - это товары и услуги, которые удовлетворяют человеческие потребности. Потребители сталкиваются с необходимостью выбирать оптимальную комбинацию благ при ограниченном бюджете.

Весь набор благ, потенциально доступных потребителю, называется «множеством допустимых альтернатив». Но реально он может купить лишь часть из них, определяемую величиной его дохода. Эту часть называют «бюджетным множеством».

Задачей потребителя является максимизация своей полезности путем оптимального выбора набора благ в рамках бюджетного ограничения. Это позволяет добиться наибольшего удовлетворения своих потребностей при имеющемся доходе.

Ценные, малоценные и низшие блага

Блага - это товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. В зависимости от того, как меняется спрос на благо с ростом дохода потребителя, все блага делятся на три категории.

Ценными называют блага, спрос на которые растет быстрее, чем растет доход. Это дорогие и качественные товары - яхты, элитное жилье, предметы роскоши. По мере обогащения люди тратят на них все большую долю своих расходов.

Малоценные блага, напротив, востребованы меньше по мере роста доходов. К ним относятся дешевые продукты питания типа круп и хлеба. Их доля в потребительской корзине сокращается с ростом достатка.

Низшие блага имеют отрицательную эластичность спроса по доходу: чем выше доход человека, тем меньше он покупает таких товаров. К ним относятся товары низкого качества, которые богатые люди практически не потребляют.

Блага в производстве - факторы производства

Блага, используемые в производстве, называются факторами производства. Они входят в состав затрат фирмы и определяют предложение товаров и услуг в экономике. К факторам производства относятся труд, капитал, земля и предпринимательские способности.

Труд - это совокупность умственных и физических способностей человека, применяемых в производстве. Фирмы нанимают работников и выплачивают им заработную плату. Чем выше квалификация и производительность труда, тем выше заработная плата.

Капитал - это ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и материальные запасы на складах. Капитал предоставляется фирме его владельцами за плату в форме процента. Часть капитала изнашивается в процессе производства, его стоимость переносится на готовую продукцию через амортизационные отчисления.

Земля - это все природные ресурсы, которые используют фирмы в качестве факторов производства: полезные ископаемые, пахотные земли, леса, водные ресурсы. Доступ к земельным ресурсам предоставляется за арендную плату их собственниками. Некоторые ресурсы, например воздух и вода, часто не имеют владельца и используются фирмами бесплатно.

Предпринимательские способности - это умение организовать производство, принимать решения в условиях риска и неопределенности. Предприниматель берет на себя ответственность за результаты деятельности фирмы. Он несет риск потерь прибыли или капитала. Вознаграждением предпринимателю служит прибыль от продажи товаров и услуг по цене выше издержек производства.

Капитал, труд и землю иногда называют первичными факторами производства, так как именно они создают продукт. Предпринимательские способности выполняют координирующую роль, объединяя первичные факторы в целостный производственный процесс.

Промежуточные товары также могут рассматриваться как факторы производства. К ним относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, энергия, которые приобретаются фирмой у других производителей для изготовления конечной продукции. В отличие от первичных факторов, они не создают новую стоимость, а лишь переносят свою стоимость на готовый товар.

Фирма рационально комбинирует все факторы производства для минимизации издержек при заданном объеме выпуска или для максимизации прибыли (разницы между выручкой от продаж и издержками). Каждая комбинация факторов производства, соответствующая определенному уровню выпуска, называется производственным планом. Множество всех технически возможных комбинаций факторов и выпуска описывается производственной функцией фирмы.

Выбор оптимального производственного плана зависит от цен на факторы производства. Эти цены являются альтернативными издержками их использования в других отраслях экономики. Например, рост ставок по кредитам приведет к повышению альтернативной стоимости капитала, и фирмы будут экономить на его использовании, заменяя капитал более дешевыми факторами.

Таким образом, блага, используемые в качестве факторов производства, создают стоимость товаров и услуг, удовлетворяющих конечные потребности общества. Однако их полезность для фирм определяется не собственной потребительской ценностью, а способностью создавать прибыль от продажи конечной продукции по ценам, превышающим издержки.

Комментарии