Марлезонский балет - развлечения для короля или фраза на все времена?
Для многих людей "Марлезонский балет" служит просто словосочетанием из фильма, но вместе с тем это старинное красивейшее представление королевского двора Франции с интересной историей создания.
Такая обычная фраза советского человека
Изначально «Марлезонский балет» (или Мерлизонский) представлял собой одну из частей развлекательной программы королевского бала. Впервые он был представлен во времена правления Генриха III Валуа (1551-1574).
История создания
В ту эпоху было принято обыгрывать жанровые сценки, сюжетами для постановок служили фрагменты из жизни всех слоев французского общества. Так, один из 16 актов балета называется «Крестьяне», другой - «Пажи», третий – «Дворяне». Естественно, что темами для постановок служили сюжеты из охотничьей жизни. Перевод названия «Марлезонский балет» означает «Балет об охоте на дроздов».
Стихи и музыка, эскизы костюмов и декораций, постановка танцев и хореографических номеров – единственным автором всего этого был Людовик XIII, как и некоторых других музыкальных произведений. В 1967 году увидела свет пластинка с музыкой Людовика в исполнении инструментального ансамбля под руководством Жака Шайе.
Старинное представление в российском быту
Само это произведение не было балетом в чистом виде. Это спектакль, включающий в себя декламацию стихов, разговорные сценки, песни и инструментальные зарисовки.
Слова «Марлезонский балет» означают, что произойдет какое-то небезынтересное, гротескное событие. Первая его часть олицетворяет собой нечто нудное, длящееся невозможно долгий промежуток времени и несущее в себе тайную угрозу.
В наше время все фразы, связанные с названием балета, употребляются очень часто. Они стали российским брэндом. В интернете под этим названием встречаются рассказы и бытовые зарисовки. Например, не набивающая острякам оскомину тема приезда тещи. Казалось бы, где теща из Подмосковья, а где Людовик XIII. «Вторая часть Марлезонского балета» напоминает что-то резкое, быстрое, ворвавшееся неожиданно, что-то вроде «Ну кто бы мог подумать!» или что-то бесконтрольное, пошедшее по неожиданному сценарию.
Но сама по себе фраза очень симпатичная. Сразу вспоминается «поклон» произносящего ее Юрия Дубровина в роли королевского камердинера и весь этот славный фильм.