Обучение персонала в организации: способы, методы и особенности

Кадры решают все. Сколько уже лет этой фразе, а она все никак не теряет своей актуальности. Да и вряд ли когда-то это случится. Но в результате такого подхода встает вопрос, как провести обучение персонала в организации. На что сделать ставку? Какие нюансы необходимо учитывать?

Общая информация

Обучение персонала – это организованный, целенаправленный, систематический и планомерный процесс овладения знаниями, навыками, умениями и способами общения с помощью информационных материалов под руководством специалистов, наставников, преподавателей и руководства. Важность непрерывной учебы подчеркивают такие факторы:

  1. Внедряется новая техника, технологии, производятся современные товары, растут коммуникационные возможности.
  2. Для предприятия более привлекательно, экономично и эффективно повышать отдачу от работающих сотрудников посредством их обучения, нежели привлекать новых сотрудников.
  3. Быстрые и непрерывные изменения в информатике и технологиях требуют наличия постоянного обучения персонала.
  4. Мир постепенно двигается в сторону рынка с высоким уровнем конкуренции. А те страны, что решили сделать ставку на постоянное обучение населения, лидируют в ней.

Почему оно необходимо?

Вот зачем нужно обучение персонала в организации с точки зрения работодателя:

  1. Внедрение нововведений.
  2. Организация управления.
  3. Приобретение умения определять, разбирать и решать проблемы.
  4. Интеграция сотрудников.
  5. Адаптация к меняющимся условиям.
  6. Формирование гибкого режима работы.

Обучение и развитие персонала полезно и для сотрудников:

  1. Позволяет поддерживать на необходимом уровне и повышать профессиональную квалификацию.
  2. Способствует приобретению нужных знаний вне сферы своей деятельности.
  3. Развивает способности в планировании и организации рабочего процесса.
  4. Помогает получать профессиональные знания о потребителях и поставщиках продукции, а также иных факторах, что влияют на работу фирмы.

Насколько это необходимо?

Чтобы узнать, как сильно нужно проведение обучения, существует несколько подходов. Но перед этим о планировании. Следует предусматривать наличие трудовых ресурсов, обеспечивать набор специалистов, а также порядок их работы, чтобы они могли и выполнять возложенные на них функциональные обязанности, и повышать квалификацию. Насколько же все это необходимо? А это уже зависит от ситуации в организации. Система обучения персонала может приобретать такие виды:

  1. Повышение квалификации. Предусматривает обучение, в рамках которого совершенствуются знания, умения, навыки, способы общения. Используется в случаях, когда растут требования к профессии, или человек готовится к повышению в должности.
  2. Подготовка персонала. Под этим подразумевается организованное и планомерное обучение и выпуск кадров для всех нужных сфер деятельности, где необходима совокупность специальных знаний, навыков, умений.
  3. Переподготовка персонала. В данном случае предусмотрено обучение кадров, во время которого преследуется цель освоения новых знаний, навыков, умений и всего иного, что необходимо для того, чтобы овладеть новой профессией или изменившимися к ней требованиями.

О концепциях и предметах

Зарубежный и отечественный опыт позволили выработать три основополагающих подхода при обучении персонала. А именно:

  1. Концепция специализированного обучения. Ориентирована на сегодняшний день либо ближайшее будущее, соответствует определенному месту работы. Данное обучение является довольно эффективным и не занимает много времени, способствует одновременно сохранению рабочего места и укреплению чувства собственного достоинства у человека.
  2. Концепция многопрофильного обучения. Она эффективна с экономической точки зрения, поскольку способствует повышению внутрипроизводственной мобильности работника. Но данное обучение одновременно несет в себе определенную долю риска, поскольку перед сотрудником открываются более широкие возможности, и он меньше привязан к определенному рабочему месту.
  3. Концепция ориентированного на личность обучения. Она делает ставку на развитие человеческих качеств, что заложены природой или приобретены во время практической деятельности. Такое обучение рассматривается в тех случаях, когда заходит разговор о людях, обладающих талантом в сфере научных исследований, руководства, педагогики и так далее.

Что же во всех этих случаях выступает как предмет? Это:

  1. Знания – получение теоретической, практической и методической базы, что необходимы сотруднику для выполнения имеющихся задач на рабочем месте.
  2. Умения – это способность успешно выполнять обязанности, что закреплены за человеком в рамках имеющихся полномочий.
  3. Навыки – это возможность применения полученных знаний на практике. Предполагают наличие сознательного самоконтроля.
  4. Форма жизнедеятельности, способы поведения/общения со стороны личности – совокупность поступков индивида, которые были совершены в процессе взаимодействия с окружающим миром.

О методах

Они влияют на то, где будет происходить процесс обучения – на рабочем месте или с отрывом от него. Когда возможен первый вариант? Методы обучения персонала на рабочем месте позволяют осуществлять образовательный процесс в привычной обстановке. При этом сотрудник использует привычные для себя инструменты, документацию, материалы, оборудование – все то, с чем он будет иметь дело после окончания подготовки. При этом он рассматривается как частично производительный работник. Обучение с отрывом от производства предусматривает перемещение сотрудника за границы территории труда. При этом, как правило, оно осуществляется с использованием упрощенного инструментария и оборудования, которое называется учебным. Работник при этом не выступает как произвольная единица. Следует отметить, что такой вариант может проводиться в помещениях работодателя, центрах обучения, профессионально-технических учреждениях. Методы обучения персонала делятся на две большие группы, каждая из которых опирается на то, где же этот процесс идет. Давайте рассмотрим их подробно.

На рабочем месте

В этом нам поможет таблица, представленная ниже.

Методы обучения

Особенности реализации

Производственный инструктаж

Общая информация, ознакомление с новой рабочей обстановкой, введение в специальность, адаптация

Направленное приобретение опыта

Систематическое обучение на рабочем месте, составление и реализация индивидуального плана, в котором изложены все преследуемые цели

Ротация (смена рабочего места)

Получение необходимых знаний и приобретение нового опыта. Благодаря этому подходу формируется представление о всей многогранности производственных задач и деятельности. Как правило, используется в программах для молодого поколения специалистов

Наставничество

Сотрудничество двух людей, когда имеется непрерывная, беспристрастная обратная связь. При этом наставник периодически проверяет уровень выполнения работ со стороны обучаемого. Данный метод эффективен в тех случаях, если что-то идет не так. Может практиковаться как систематический

Привлечение работников как помощников высококвалифицированных сотрудников

Используется для ознакомления и обучения с проблемами качественно иного и высшего порядка задач, когда человеку передается определенная доля ответственности

Подготовка в проектных группах

В данном случае прорабатывается сотрудничество во время выполнения крупных и ограниченных по времени задач

Говоря про обучение рабочего персонала, необходимо отметить, что некоторые формы подготовки возможны исключительно на рабочем месте. Как пример можно привести ротацию или наставничество. Тогда как теоретическую подготовку обычно переносят в ПТУ, специальные центры и так далее.

Обучение вне рабочего места

Этот вариант в большей мере предназначен для получения теоретических знаний. Рассмотреть его нам тоже поможет таблица, представленная ниже.

Методы обучения

Особенности реализации

Чтение лекций

Пассивный метод обучения, который используют для изложения методических и теоретических знаний, а также практического опыта

Программные курсы обучения

Относительно активный метод обучения, что эффективен в плане получения теоретических знаний

Конференции, экскурсии, семинары, дискуссии, беседы в режиме «круглого стола», встречи с руководством

Это активные методы обучения, которые направлены на развитие логического мышления и выработку способов поведения в различных ситуациях

Обучение руководящих кадров на самостоятельном решении конкретных задач производственной практики

Моделирование определенных проблем, что должны быть устранены управленческим звеном. Позволяет соединять теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, способствует конструктивно-критическому мышлению и развивает творческий подход к процессу принятия решений

Деловые игры

Данный подход учит поведению в различных ситуациях, например – во время проведения переговоров. При этом желательно, чтобы обладатели ролей вырабатывали альтернативные точки зрения

Тренинг

Являет собой ежедневное обучение, во время которого один человек инструктирует другого относительно основ деятельности путем проведения интенсивного обучения, демонстрации и практической деятельности в целях повышения результативности труда

Самостоятельное обучение

Это самый простой подход, который не требует ни инструкторов, ни специальных помещений, ни определенного времени. Обучающийся сам выбирает, когда и как учиться и совершенствоваться. Но для этого метода необходимы сознательность и желание усваивать новые знания.

Кружок качества

В данном случае предполагается кооперация молодых специалистов при разработке конкретных решений при управлении организацией. Это осуществляется посредством объединения в рабочие группы (кружки качества). Все разработки передаются руководству организации, что рассматривает поступившие предложения и принимает по ним решения. Группа информируется о том, было оно поддержано или отклонено

Решение производственно-экономических проблем с помощью моделирования

Построение и оценка процессов с помощью математического аппарата на конкурирующих предприятиях (фиктивных или реальных данных), необходимость принимать решение на определенной стадии деятельности (производства, сбыта, финансирования, кадровых вопросов)

Другие методы

Профессиональное обучение персонала может иметь и другие варианты. Как пример, можно привести:

  1. Эмпирическое или опытное обучение. В данном случае предусматривается, что образовательный процесс будет продвигаться путем самостоятельной работы, но с соблюдением определенного логического порядка.
  2. Демонстрация и практика под опытным руководством. В таком случае обучающий показывает стажеру, что и как необходимо делать. Затем возможность повторить то же самое предоставляется самому работнику, но под руководством опытного сотрудника.
  3. Программируемое обучение. По сути, это вариант, когда машина или книга «ведет» своего читателя по пути освоения и периодически проверяет полученные знания с помощью вопросов.
  4. Обучение с использованием компьютера. Частный вариант п. 3, но очень распространенный. Как правило, предполагается наличие сети интернет.
  5. Обучение действием. Образовательный процесс, который подразумевает совершение определенных поступков. Например, участие с другими лицами в разработке группового задания или проекта, работа в составе (более крупного) подразделения.

Программа обучения персонала и ее реализация считается эффективной, если связанные с нею издержки в перспективе окупятся за счет роста производительности труда или иных факторов, которые связаны с издержками или ошибками. Повышение профессионального уровня позволяет сохранять рабочее место, открывает возможности для повышения в должности, позитивно сказывается на величине доходов организации, чувстве собственного достоинства работников и даже способствует расширению рынка реализации товаров.

Как оценить обучение персонала?

Если кратко, то необходимо рассчитать затраты и сопоставить их с финансовыми выгодами от работы обученного сотрудника. При этом точность и простота оценки могут сильно варьироваться:

  1. Финансовые выгоды от обучения значительно проще рассчитать, если разговор идет не об умственном, а о физическом труде.
  2. Затраты на вариант с отрывом от рабочего места легче считаются, нежели в тех случаях, когда все идет на производстве.
  3. Польза от обучения не ограничивается простым повышением эффективности работы. Это необходимо учитывать.
  4. Достаточно легко можно оценить издержки неадекватного обучения. Как пример, можно подсчитать стоимость испорченных исходных материалов, брака, сверхурочной работы для исправления ошибок, жалоб клиентов.

Могут возникнуть значительные трудности при попытке оценить эти моменты в финансовых показателях. Если это происходит впервые, то необходимо, чтобы обучение и аттестация персонала контролировалась со стороны опытных сотрудников. В случае их отсутствия за всем внимательно должен наблюдать отдел кадров или, если предприятие небольшое и его нет, представители высшего управленческого звена (директор, его заместитель, бухгалтер). И еще в дополнение к п. 3 можно сказать, что все же главный критерий результативности обучения – это повышение эффективности.

Особенности обучения в государственных органах

В целом, основная тема статьи уже рассмотрена. Теперь давайте поговорим про специфику, которая есть в государственных органах. Во многих случаях управление персоналом организации, обучение личного состава регламентировано законодательством. Это актуально, в большей мере, для работников сферы образования и медицины. Так, учителя могут получать повышение категории, затем становиться заслуженным учителем и так далее. Подобное можно сказать и про обучение медицинского персонала. Длится оно недолго – дни или недели (зависит от сферы работы, текущего квалификационного уровня и потребностей). Так, к примеру, врача могут направлять на курсы по управлению сестринским персоналом или на ознакомление с внутренними больничными инфекциями. Это все входит в обучение персонала. Управление развитием той же больницы невозможно, если она плавно превращается в морг. Поэтому необходимо, чтобы персонал знал, что может привести к улучшению ситуации с заболевшими, а что – к ухудшению. Периодическое кварцевание ультрафиолетом, спецодежда, маски и бахилы – все имеет значение. Подобное можно сказать и о многих других специальностях. От образования наших детей зависит их будущее, равно как и всей страны. Обучение электротехнического персонала позволяет выполнять задачи и устранять проблемы, а также прокладывать проводку в жилых и промышленных помещениях в соответствии с выдвигаемыми требованиями и потребностями. Ведь если проигнорировать многочисленные требования и условия (в том числе и по безопасности), это может обернуться увечьями и даже гибелью.

Комментарии