Франчайзинг: что это такое, наверно, не знала испанская королева

Сегодня в деловой прессе периодически мелькает понятие «франчайзинг». Что это такое? Данный термин происходит от английского слова «franchise», которое означает «привилегия» или «лицензия». Историки полагают, что эту схему торговых отношений изобрела в пятнадцатом веке королева Испании, которая дала Колумбу право торговать в открытых им землях (1492 год). Классическая же форма франчайзинга появилась несколько позже, в той же Америке.

Первый контракт по франчайзингу

Итак, франчайзинг. Что это такое было в 19 веке, когда он только зарождался? В то время активно развивалось производство швейных машин, и производители конкурировали друг с другом, не получая ощутимой выгоды. Тогда основатель компании «Зингер» - Исаак Зингер - организовал «Объединение швейных машин», в рамках которого производственные фирмы получили право выпускать продукцию по технологии и под маркой «Зингер». Это дало фирме существенное улучшение рыночных позиций.

В наши дни можно начать свое дело, используя франчайзинг. Что это такое за процесс? Приобретая франшизу, предприниматель получает опробованную схему, например, торговли, рекламные материалы и консультационную поддержку. За это он уплачивает разработчику бизнес-идеи ежемесячную комиссию. Т.е. по своей сути франчайзинг представляет собой торговлю бизнес-технологиями в розницу.

Доходы и основы налогообложения

Как еще можно трактовать понятие "франчайзинг"? Что это такое с точки зрения налогообложения? Эксперты полагают, что для лица, выдающего франшизу (франчайзера), доходы от договора такого рода относятся к прибыли от обычного вида деятельности (статья 249 Налогового Кодекса РФ). Помимо так называемого "паушального платежа" (за приобретение франшизы) и роялти (периодических отчислений), франчайзер может получать прибыль при реализации своим франчайзи (покупатель франшизы) полуфабрикатов с торговой наценкой, а также оказывать услуги по обучению персонала, если это предусмотрено договором.

Ситуация в России

Франчайзинг в России на данный момент развит не очень сильно, т. к. собственных продуктов, которые можно предложить для этой операции, немного. К примеру, среди предлагаемых франшиз можно найти предложения по торговле бетонными изделиями под определенной маркой, организации шоу мыльных пузырей, торговле инструментом для ремонта и строительства, предоставлению услуг в сфере фитнеса или в области мобильных моек, реализации образовательных программ. Объем требуемых инвестиций колеблется от 5000 долларов до ста и более тысяч единиц американской валюты. Основными недостатками этой методики является то, что не всегда франчайзи вовремя выплачивают вознаграждения, а также могут оказывать услуги или производить продукты, не соответствующие по качеству, что влечет за собой увеличение репутационных рисков для франчайзера.

Франчайзинг в Москве представлен преимущественно зарубежными компаниями из сферы питания. К примеру, в 1993 году в столице была продана первая франшиза «Баскин Роббинс», а сегодня под этой маркой существуют десятки фирм. Специалисты полагают, что у подобных схем достаточно большое будущее, поэтому некоторые крупные российские игроки ("1С", "Перекресток" и др.) предлагают потенциальным партнерам такое сотрудничество.

Комментарии