Должностные инструкции продавца-консультанта: как их следует разрабатывать?
Для тех, кто планирует заниматься бизнесом, связанным с продажей одежды, обуви или любых других товаров народного потребления (кроме продовольствия, медикаментов), необходимостью становятся набор и обучение персонала. Какими должны быть должностные инструкции продавца-консультанта, которые помогут организовать работу правильно?
Главные принципы: логичность и последовательность!
Отметим, что должностная инструкция продавца-консультанта одежды и работника, например, сетевого магазина продуктов может существенно различаться! Поэтому не стоит не глядя распечатывать первую попавшуюся в Сети информацию и вручать новому сотруднику! Помните об этом! Хотя за основу документы, имеющиеся в Интернете, взять можно.
В должностные инструкции продавца-консультанта должны быть включены следующие пункты, касающиеся квалификации:
- необходимый уровень образования;
- наличие опыта работы или стажировки.
Также в этот документ должны быть внесены положения о том, что должно стать основой трудовой деятельности продавца. Как правило, эта информация заносится в должностные инструкции продавца-консультанта в виде такого перечня пунктов:
- знание нормативных актов и внутренних документов фирмы, регламентирующих работу;
- следование правилам распорядка труда и отдыха (время начала/окончания работы, обед, курение и т. д.);
- владение информацией, полученной на тренингах, из методических материалов и т. д.
- своевременное ознакомление с распоряжениями и приказами, действующими внутри фирмы;
- уверенное знание принципов этики общения с клиентами и руководством;
- понимание условий, в которых должен храниться товар, и допустимого с ним обращения;
- знание положений, изложенных в должностной инструкции.
Далее необходимо указать, как продавец должен быть одет. Если вы хотите, чтобы работник находился в торговом зале исключительно в форменной одежде, укажите это (как и ответственность за несоблюдение требований). Можно прописать в документе все: обувь, прическу, макияж, маникюр. Ясно, что в магазине парфюмерии не особенно уместен консультант с африканскими косичками и макияжем в готическом стиле. Правильнее изначально это прописать и согласовать, чем наживать врагов в лице сотрудников, так и не ставших постоянными!
Обязательный пункт - обязанности!
Все должностные инструкции продавца-консультанта должны включать информацию о непосредственных обязанностях. То есть вы должны указать следующее:
- следить за состоянием витрины и рабочего места;
- формировать заказы на доставку товара со склада или от поставщиков;
- своевременно предоставлять отчетность о своей работе, высказывать предложения относительно улучшения качества предоставляемых услуг.
Нельзя назвать полными должностные инструкции продавца-консультанта, в которых не указаны требования о сохранении в тайне данных, которые могут составлять коммерческую тайну. Если этого пункта нет, претензии предъявлять будет некому.
А что о правах?
Продавец имеет полное право на следующие действия:
- требование создания условий, необходимых для полноценного выполнения обязанностей;
- обсуждение условий работы и уровня оплаты труда;
- доклады вышестоящему руководству о том, что выявлено в процессе работы.
Особенно важный момент: должностная инструкция продавца-консультанта-кассира, который должен уметь работать с кассовым аппаратом, ПК, терминалами. Возможно, потребуются еще какие-то специфические навыки. Четко пропишите это!
Вместо заключения
Прежде чем выдать инструкцию продавцу, следует ознакомиться с ней внимательно и беспристрастно. Нет ли пунктов, которые противоречат друг другу и законодательству? Не написана ли информация чересчур заумно (с обилием терминов и профессионального жаргона)? Лучше всего распечатать готовую инструкцию и прочесть ее самостоятельно, а затем попросить об этом же нескольких людей, которые могут внести ценные поправки!
Удачной работы!