Общение в сестринском деле как необходимый элемент терапии

Забота о пациентах клиник и больниц - чрезвычайно нелегкое, зато такое необходимое дело. Спрос на младший медицинский персонал постоянно растет, особенно в странах Западной Европы и США. Но одновременно повышаются и требования к квалификации и личным качествам. К примеру, все чаще требуется знание иностранного языка и успешное прохождение характерологического теста. Какую роль играет общение в сестринском деле? Почему оно настолько важно, что создаются специальные курсы повышения квалификации, уделяющие этому аспекту особое внимание?

Контакт с другим человеком

От врача зависит выбор соответствующей терапии, назначение процедур, лекарств. Но выполняет его указание младший медицинский персонал. Именно он находится в постоянном контакте с пациентом. Поэтому смело можно утверждать, что общение в сестринском деле - это неотъемлемая часть процесса лечения. В чем его суть? Это взаимодействие двух людей, заинтересованных в общей цели - выздоровлении больного. Тем основным фактором, который помогает обмениваться информацией о состоянии здоровья пациента и выполнять действия (процедуры - уколы, капельницы, физиотерапия и т. д.), является именно общение. 

Сестринское дело - это профессия, основанная на помощи, на визуальном, тактильном, вербальном контакте. Врач может назначать лекарства или процедуры, опираясь только на данные анализов и диагностику. Сестра должна "внедрить их в жизнь", то есть выполнить, прикасаясь к больному, обращая внимание на его актуальное состояние (температура, аппетит, отек и т. д.). Без "обратной связи", без контакта с пациентом, который может сообщить о том, как себя чувствует (чтобы врач смог внести коррективы), они могут не принести ожидаемого эффекта.

Этапы установления связи

Каким бы банальным это ни казалось, общение в сестринском деле - это, прежде всего, тактильный и зрительный контакт. Прикосновение, взгляд значат очень много. Нередко только на основании этих качеств пациенты судят о профессионализме и характере медсестры. Об одной говорят "у нее легкая рука и доброе сердце", другую боятся и избегают. Даже если формально - вербально - общение в сестринском деле на словесном уровне происходит вежливо и корректно, пациенты всегда ощущают по прикосновениям, испытывает ли данный человек к ним симпатию и сочувствие или только холодно выполняет свои обязанности. После того как устанавливается хороший зрительный контакт (а для этого необходимо, слушая, смотреть больному в глаза, не избегать взгляда) можно налаживать следующие уровни. Особенно это важно для детей. Они должны испытывать полное доверие к лечащему персоналу, прежде всего - младшему. Иначе страх, неприязнь и стресс негативно скажутся на процессе выздоровления. Этими вопросами занимается такая область философии, как биоэтика. Общение в сестринском деле она рассматривает в более широком контексте. Затрагивает она такие темы, как альтруизм и личная дистанция, границы и взаимопомощь.

Терапевтическое значение

Ни для кого не секрет, что слово и прикосновение значат - особенно для впечатлительного, чувствительного человека - очень много. Они могут стимулировать и поощрять, а могут угнетать и пугать. Общение в сестринском деле - необходимая дисциплина, которая должна научить младший медицинский персонал задействовать все органы чувств, все механизмы пациента, направленные на улучшение здоровья. Ведь порой достаточно приветливого "доброго утра", чтобы человек испытал желание жить, чтобы поднялось настроение и захотелось бороться с недугом.

Комментарии