Прежде, чем понять суть профессии, необходимо разобраться с самим названием. Оно состоит из двух емких понятий. По определению «педагог» - это человек, занимающийся преподаванием и воспитанием. Проще говоря, учитель. «Социальный» в переводе с латыни значит «общественный», то есть связанный с обществом. Теперь картина становится немного яснее. Прослеживается некая связь между профессиями учителя и социального педагога. Обе они так или иначе связаны с детьми. Но есть также и существенное различие. Учитель дает знания, доносит до ребенка научный опыт, накопленный годами, а социальный педагог помогает ему адаптироваться в обществе.
Кому нужен «специальный помощник»
Общество достаточно сурово относится к неустойчивым личностям, и ребенок – самая уязвимая его часть. В ходе роста и развития у деткй возникают самые различные проблемы и должен быть кто-то, способный их решить. Именно поэтому общественные или, правильнее будет сказать, социальные обязанности социального педагога состоят в том, чтобы помочь в первую очередь детям наладить свои отношения с окружающим миром. Чаще всего это – ребята с физическими или психологическими отклонениями: сироты, инвалиды, нарушители правопорядка и представители так называемой «группы риска». Все они имеют конфликт с обществом, и социальные обязанности социального педагога состоят в том, чтобы помочь детям преодолеть это состояние и вернуться к нормальной жизни. Попадая в трудную ситуацию, каждый человек чувствует себя либо потерянным и никому не нужным, либо ощущает злость и ненависть ко всем окружающим. Дети чувствуют все это более обостренно. Они категоричны, беззащитны и не умеют справляться с превратностями судьбы. Последствия такого состояния могут быть самыми плачевными. Вот тут и нужен человек, способный все расставить на свои места и дать понять маленькому человеку, что все еще можно изменить.
Чему посвящена работа
Социальные обязанности социального педагога неоднозначны и затрагивают широкий круг проблем. Здесь требуется оказание помощи в самых разных направлениях:
1) Информационное. Необходимо на практике дать понять ребенку, что закон способен его защитить.
2) Экономическое. В соответствии с имеющимися нормативными актами помочь нуждающимся подросткам получить необходимые пособия, льготы и компенсации.
3) Психологическое. При необходимости содействовать восстановлению микроклимата в семье. Дать понять маленькому члену общества, что он – не «изгой» и для него не все потеряно.
4) Медицинское. Реальная помощь в уходе за больными детьми.
5) Правовое. Помочь нуждающимся подросткам восстановить или реализовать свои права.
Социальные обязанности социального педагога реализуются не только по отношению к детям. Ему приходится вести работу с родителями, учителями, работниками правопорядка и специалистами органов социальной защиты.
Чем приходится заниматься
Что же должен делать социальный педагог?
Должностные обязанности красноречиво описывают всю его практическую работу. Для начала необходим полный анализ личности подростка, его проблем и условий жизни. Затем наступает очередь полезной информации. Специалист обязан рассказать ребенку о том, каким образом государство может ему помочь и какие службы этим занимаются. После этого необходимо составить план дальнейших действий. Иногда для этого требуется помощь родителей, учителей, друзей и знакомых. Если вопрос касается больных и нуждающихся, то возникает необходимость обращаться в соответствующие инстанции с запросами и требованиями. Но иногда именно нездоровая обстановка в семье толкает ребенка на необдуманные и часто агрессивные действия. Большей частью в этом вина взрослых. Социальный педагог должен провести воспитательные
беседы с родителями и попытаться урегулировать отношения. Работа не из легких, но возможный положительный результат заставляет стараться и прилагать максимум усилий. Итог проделанной работы можно выразить одной фразой: «Социальный педагог делает все, чтобы урегулировать возникший конфликт и примирить ребенка с обществом и окружающей действительностью».
Обязанности социального педагога
Деятельность любого педагога, как известно, направлена на то, чтобы учить и воспитывать. Если рассматривать функциональные обязанности педагога социального плана, то здесь основным является воспитание личности. Такие специалисты в последнее время все чаще появляются в штате работников школ, детских домов и интернатов. Они, ежедневно находясь рядом с воспитанниками, изучают их жизнь и условия, которые иногда толкают ребят на необдуманные поступки. Эти люди становятся на защиту обиженных детей и являются как бы посредниками между ними и окружающим миром. Благодаря своим знаниям и профессиональным навыкам, социальные педагоги прилагают усилия для того, чтобы ликвидировать препятствия на пути развития новой личности. Они делают все, чтобы ребенок вернулся к нормальной жизни, и стараются создать для этого максимально удобные условия. Проще всего изолировать подростка от неблагоприятной среды. Но цель социальных педагогов не в этом. Они стараются изменить саму среду и сделать ее пригодной для жизни ребенка.