Как проводится работа с родителями в школе?

Работа с родителями в школе часто вызывает затруднение у молодых педагогов, которые впервые получили классное руководство. Да и учителя со стажем иногда ограничиваются только индивидуальными беседами по успеваемости детей и общими собраниями, где решаются в основном организационные вопросы. При этом тесное взаимодействие школы и семьи может дать намного больше результатов в воспитании и обучении детей.

Можно сказать, что педагог отчасти является и практическим психологом. Для того чтобы эффективно работать с учениками, ему необходимо знать и учитывать не только их индивидуальные особенности, но и то, каким является их близкое окружение. В обязанности классного руководителя входит изучение всего, что касается школьника, ведь это может принести реальные плоды в воспитании.

Работа с родителями включает, в первую очередь, ознакомление с составом семьи, условиями ее проживания, отношениями между ее членами. Это важно для того, чтобы можно было предположить, что именно влияет на формирование у ребенка определенных личностных качеств. В большинстве случаев родители охотно контактируют с педагогами и психологом школы, особенно если понимают, что данный момент может положительно отразиться на пребывании ребенка в учебном заведении, на его воспитании. Учет индивидуальных особенностей в образовательном процессе – достаточно серьезный момент, о котором не следует забывать учителям.

Не менее важной задачей, которую выполняет работа классного руководителя с родителями, является просвещение взрослых в вопросах педагогики и психологии детей. Конечно же, многие взрослые с появлением в семье ребенка начинают читать специальную литературу и руководствуются рекомендациями по воспитанию, которые в ней даются. Однако, когда человек с педагогическим образованием и опытом работы, пусть даже небольшим, в данной сфере дает определенные советы и направляет родителей в нужную сторону, это приносит намного больше практических результатов.

Формы просвещения могут быть различными. В основном это, конечно же, родительские собрания. Однако не стоит всегда проводить их в «классическом» виде. Доказано, что большего эффекта можно добиться тогда, когда работа с родителями включает нестандартные приемы и методы. Так, некоторые учителя практикуют проведение собраний в форме семинаров, тренингов, практикумов, аукционов идей и т. д. Плюсом в данном случае будет и приглашение школьного психолога, который сможет познакомить родителей с особенностями их детей, свойственными определенному возрасту, ответить на возникающие у них вопросы по поводу семейного воспитания. Педагог может освещать на таких мероприятиях самые разнообразные темы, от теоретических проблем до бесед со взрослыми относительно межличностных отношений в классе.

В настоящее время работа с родителями включает и активное их привлечение в управление школьной деятельностью. Так, в учебных заведениях создаются попечительские советы, в которые также входят представители администрации и старшеклассники. Функции этой группы заключаются в решении финансовых и организационных вопросов.

Самые активные родители могут входить не только в классный, но и в общешкольный родительский комитет. Именно они могут стать надежной опорой классного руководителя: будут помогать в организации праздников, экскурсий и других мероприятий.

Работа психолога с родителями достаточно важна. Она может проводиться в различной форме: от индивидуальных консультаций и диагностики до групповых тренингов. При возникновении проблем у учащегося с учебой или поведением в школе классный руководитель обычно рекомендует родителям побеседовать с психологом, который сможет оказать необходимую помощь или провести коррекционную работу в нужном направлении.

Комментарии