Какая должна проводиться работа с родителями в школе
Очень часто встречается мнение, причем даже среди педагогов, что работа с родителями в школе ограничивается проводимыми время от времени родительскими собраниями, на которых обсуждаются, в большей степени, проблемы материального плана или успеваемости учеников, а также индивидуальные беседы, проходящие, чаще всего, в спешке, на переменах или перед уроками.
А ведь необходимо помнить, особенно молодым учителям, что хорошо налаженный контакт с теми, кто отдает в учебное заведение своих детей, способствует более успешному воспитанию школьников, что, естественно, отображается на их поведении и учебе.
Конечно же, не стоит умалять роль родительского собрания. При этом, помимо него, возможны следующие коллективные формы работы с родителями в школе: тематические встречи, открытые уроки, "круглый стол", групповое психологическое консультирование и др. Каждая из них имеет свои преимущества, недостатки, а также отвечает поставленным целям.
Для того, чтобы определить оптимальную стратегию, по которой будет проводиться работа с родителями в начальной школе, рекомендуется еще на одном из первых собраний провести анкетирование. Здесь кратко можно попросить участников описать темы по воспитанию, которые их интересуют, узнать, чем они могут помочь в учебно-воспитательном процессе, перечислить особенности их детей.
О последнем вопросе стоит сказать отдельно. При составлении анкеты, если учитель делает это самостоятельно, не прибегая к помощи школьного психолога, не стоит вводить вопросы, к примеру, "достоинства и недостатки детей", так как мало кто из взрослых может трезво оценить своего малыша, а тем более описать его минусы пока совершенно чужому человеку. В процессе обучения педагог сам должен найти подход к детям, но, чтобы заранее немного познакомиться, достаточно таких пунктов, как "на что необходимо обратить внимание при работе в вашим ребенком".
Часто необходима индивидуальная работа с родителями в школе, особенно для тех, чьи дети имеют проблемы с поведением, адаптацией или успеваемостью. Это могут быть консультации, беседы, инструктаж. Основные ошибки, которые допускают молодые учителя здесь, это нехватка времени, спешка, эмоциональность. Если беседа не спонтанная, а заранее назначенная, то стоит к ней тщательно подготовиться. Необходимо продумать проблемы, которые нужно обсудить, позаботиться о том, чтобы на все хватило времени, и беседа не получилась "скомканной".
Спокойный, доброжелательный тон – главное оружие педагога перед родителем, который в нервозном состоянии или настроен враждебно (ведь его, возможно, будут поучать, а его ребенка – ругать). Желательно оперировать фактами, а не своими предположениями в вопросах семейного воспитания ученика. Если здесь имеются проблемы, то лучше посоветовать взрослому книгу авторитетного автора по данной тематике, а не испытывать его терпение долгими нравоучениями.
Конечно же, работа с родителями в школе направлена, в первую очередь, на результат. В случае, когда он никак не проявляется, можно привлечь психолога, который придет на помощь не только молодым, но и уже опытным учителям.
Необходимо отметить, что работа с родителями в школе должна проводиться не только с теми, у детей которых есть проблемы, но и со всеми остальными. Это может рассматриваться как мера профилактики будущих недопониманий или конфликтов.
Не стоит забывать и о главной опоре педагога, родительском комитете. Они всегда смогут организовать остальных, к тому же на их плечи можно переложить большинство организационных и материальных вопросов, на которые очень часто учителям приходится тратить много времени. Также важную роль играют общешкольные собрания родителей, на которых у последних есть возможность пообщаться с администрацией и спросить о том, что их интересует.