Орнаменты и узоры на посуде

С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней. Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся геометрических фигур, отрезков, точек. Постепенно в орнаменты стали вплетаться растительные элементы, символически приближенные к геометрическим.

Геометрические орнаменты на посуде

Орнаменты – это рисунки, в которых одна (основная) часть повторяется. Обычно узоры на посуде имеют орнаменты в полосе, которые либо опоясывают кувшины, бокалы, вазы, либо проходят по кругу края тарелок, блюдец, подносов, мисок, кастрюль и другой кухонной утвари.

Однако сегодня искусство украшения посуды шагнуло далеко вперёд. Художники, расписывающие тарелки и сервизы, уже не хотят ограничиваться только геометрическими орнаментами. Такой приём, как барельефы, при украшении посуды  используется вместе с узорами в полосе. Таким образом, становится понятно, что узоры на посуде выполняются не только красками.

Сюжетная роспись посуды

Всем известны кофейные сервизы «Пастушка», расписанные сюжетными картинками романтического свидания вельможи и молоденькой пастушки – каждый предмет разрисован отлично от других, иллюстрируя один из сюжетов встречи. Узоры на посуде «Пастушка» в виде геометрического орнамента можно увидеть лишь по краям чашечек и блюдец. Этот способ росписи используется сегодня многими фирмами, знаменитыми современными брендами, изготавливающими посуду.

Составление проекта во втором классе

Сегодня в учебной программе часто используют такой метод обучения, как составление проектов. Например, второклассникам на уроке математике предлагается такой проект: «Узоры на посуде и орнаменты: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».

Сначала ученик должен дать определение словам «узор», «орнамент», «геометрические фигуры», «барельеф». Затем поясняется, какими могут быть орнаменты.

Излагая материал далее, дети выделяют узоры из сочетаний точек и сплошных, зигзагообразных либо извилистых линий. Описывая те или иные узоры на посуде, фотографии которых предоставляются в проекте, ребёнок отмечает, выполнены они красками или имеют вид барельефа.

Мастер-класс в проекте

Можно также включить в проект мастер-класс по украшению посуды геометрическим орнаментом. Для этого потребуется фотоаппарат и дидактический материал: бумажный круг, имитирующий тарелку, и разноцветные геометрические фигуры: кружочки, треугольники, ромбы, квадратики.

- 1 фото должно запечатлеть весь материал, приготовленный для работы.

- 2 фото – первый шаг, например, наклеивание на тарелку ромбиков на одинаковом расстоянии друг от друга.

- 3 фото – второй шаг, например, расположение между ромбами кружков.

- 4 фото – третий шаг, во время которого производится распределение между кружочками треугольников.

- 5 фото может быть итоговым, на котором запечатлен окончательный продукт – готовая украшенная тарелка.

Так как узоры на посуде могут быть и в виде сплошных линий (прямых, волнообразных или зигзагов), то уместно использовать и этот метод росписи в мастер-классе.

Под каждым фото в мастер-классе нужно делать исчерпывающее описание произведенного действия.

Комментарии
-1
я дз делаю сестре