О защите прав потребителей. Возврат товара и правильное оформление претензии
Сегодня весь окружающий мир кажется горожанам огромной торговой площадкой. Реклама товаров сопровождает граждан повсеместно, навязывая им мнение о качестве, пользе и необходимости приобрести именно этот продукт. Как бы в противовес этому давлению в нашей стране принят закон о защите прав потребителей. Возврат товара в нём рассматривается как одна из возможностей защитить потребителя от трат, связанных с приобретением некачественного изделия или услуги. При этом подразумевается, что вещь должна быть заменена другой или вместо неё будут получены обратно деньги.
Повод для сомнений
Многие российские покупатели часто остаются недовольны сделанными приобретениями. При этом они знают немало информации о защите прав потребителей. Возврат товара, однако, рассматривают исключительно как потенциальную возможность, которой хоть и можно, но необязательно пользоваться. Несмотря на то что многие разочарованы, мысль о необходимости вступать в спор с продавцами, нервничать, выдерживать натиск хорошо подготовленных и умеющих профессионально отвергать претензии людьми лишает их решительности. Более того, им совсем не хочется тратить деньги на независимую экспертизу и оплачивать возможные судебные издержки в случае продолжения спора. Эти сомнения оправданны. Большинство граждан считают, что выиграть эту борьбу может только человек, знающий не понаслышке о защите прав потребителей. Возврат товара при этом им кажется войной, в которой легко потерпеть поражение.
Соответствие и несоответствие
Сбыв товар, продавец старается вести себя так, словно покупатель, взяв его свои руки, уже попользовался и испортил его. Поэтому доказать несоответствие становится очень сложно. У продавцов есть два выражения лица. Одна маска предназначена для потенциального покупателя, а вторая - для того чудака, который решился оплатить чек. Иногда бывает трудно поверить, что это один и тот же человек.
Существенный недостаток
Поэтому потребителям нужно знать, что в тексте закона есть ещё одно понятие. Оно объясняет такое явление, как «существенный недостаток». Благодаря чему, если подошва отвалилась через неделю, ботинки должны быть заменены; если на вещи образовались трещины или другие изъяны, то закон по защите прав потребителей возврат товара обязывает произвести в неукоснительном порядке. Есть ещё одно труднопреодолимое препятствие при возврате несоответствующих вещей – это наличие чека и упаковки. Нужно понять, что в современном мире их сохранность очень важна. Поэтому просто необходимо выработать привычку и выделить место в кладовке для упаковочных коробок. Но имейте в виду, что отсутствие чека согласно п. 5 ст. 18 того же самого закона, не является поводом для отказа в возврате товара.
Имеете право
Если вещь вам не подошла по размеру, весу, то в течение 14 суток вы беспрепятственно можете её вернуть при наличии этикетки, и даже тогда, когда она куплена на распродаже по сниженной цене или по причине явного дефекта. Выявив несоответствие, вы имеет право на следующие действия.
- Сделать замену товара, получив точно такую же модель с неизменным артикулом.
- Получить новую модель с пересчётом разницы в стоимости.
- Потребовать снижения стоимости, оставив товар себе.
- Выставить счёт за ремонт или устранение брака.
- Отказаться от товара и требовать полного возмещения его стоимости, а также убытков, причинённых в результате эксплуатации.
Например, новая стиральная машины сломалась, и вода залила не только вашу кухню, но и помещение соседей, живущих на нижнем этаже. Это повод потребовать полной компенсации. Согласно статье 29, для того чтобы при защите прав потребителей возврат товара был возможен, необходимо продающей стороне вручить претензию в письменной форме.
Как правильно написать
При написании претензии вам необходимо указать следующие данные:
- Наименование фирмы-продавца.
- Ваши персональные и контактные данные.
- Указать повод для подачи претензии (описать дефекты, несоответствия).
- Однозначно сформулировать требования: устранение брака, возврат денег, снижение стоимости, замену на другую модель.
- Как вы намерены поступить при отрицательном ответе на претензию.
- Ваша подпись и дата составления.
- Копия чека.
Претензия должны быть написана в вежливом тоне, форма изложения – вольная. Если купленная вещь была некачественной и принесла вам дополнительные убытки, то опишите и их.
Как вручить
Для того чтобы дело пошло, вручать претензию нужно правильно. Если вы решили сделать это лично, то, во-первых, возьмите с собой двух знакомых, которые согласятся быть свидетелями. Имейте при себе паспорт. Во-вторых, обратитесь к служащим этой фирмы с просьбой рассмотреть претензию в любом её филиале, но лучше там, где была сделана покупка. При этом вы передаёте ему только один экземпляр. А на втором просите расписаться работника. Если претензию у вас не примут, то сразу идите на почту и высылайте её заказным письмом, оплатив при этом и уведомление о вручении.
Бороться до конца
По закону ожидать результата следует в течение одного месяца. За это время магазин или сервис рассмотрят претензию и дадут либо согласие, либо отказ, либо проигнорируют её.
Получив положительный ответ, вы идёте в магазин, взяв с собой паспорт, товар, подлежащий возврату. Если покупка касалась крупной вещи, требующей доставки, то заботы об этом на себя должна взять продавшая сторона.
При отрицательном результате вам придётся просить суд решить спор.