Третий модернизационный эшелон - это реальность
Во второй половине XIX века экономические теоретики условно разделили все государства мира на два модернизационных эшелона, определив тем самым их место в глобальном материальном производстве. Эта классификация и сегодня волнует умы специалистов во многих государствах, вставших на путь приближения общественных отношений к мировым стандартам, задаваемых самыми высокими показателями технического развития. Правда, теперь насчитывают не два, а три эшелона.
Лидирующий первый промышленный эшелон
Главный показатель, который определяет, что такое модернизационный эшелон, это способ развития государства, а также характер побудительных причин, вызывавших социально-экономические реформы. Хозяйственная эволюция способствовала постепенному приспособлению законодательств к потребностям развивающегося рынка, а инициатива шла, выражаясь образно, «снизу».
Производительные силы на каком-то этапе не удовлетворялись существующими юридическими нормами, и происходил плавных отход от них в пользу новых общественных отношений, что неизбежно влекло за собой улучшение условий для роста экономики и ступенеобразно, по выражению Гегеля, «прерывало постепенность». Именно так развивались страны первого эшелона, в число которых исторически вошли западноевропейские государства и Североамериканские Штаты.
В упрощенном виде ситуацию в этих странах можно представить как постоянную просьбу, переходящую в требование со стороны деятельной части населения в адрес правительства: «Не мешайте нам развиваться!»
Страны второго эшелона модернизации
В Российской империи, Японии, Турции, Испании, Португалии и некоторых других странах на рубеже XIX и XX веков дело обстояло несколько иначе. Определенные исторические особенности развития этих государств обусловили ситуацию, при которой их промышленный рост происходил с некоторым (порой весьма условным) отставанием от лидеров. Несмотря на это, отдельные показатели позволяли им сохранять первенство во многих отраслях, например в России быстро строились железные дороги больших протяженностей, выращивалось огромное количество зерновых, а темпы роста производства били все рекорды.
Второй модернизационный эшелон - это страны, стремящиеся преодолеть отставание собственных промышленных технологий от передового уровня. Процесс этот инициирует государственное руководство, озабоченное возможными внешними угрозами и внутренними проблемами в случае дальнейшего сохранения или увеличения технологического отрыва.
Упрощенно эту ситуацию можно представить как обращение главы страны к гражданам: «Господа-товарищи, нужно что-то делать, а то будет скверно. И я знаю, что именно». Зачастую подобная модернизация осуществлялась для усиления военного потенциала, необходимого для развязывания агрессий и внешней экспансии, но иногда она имела и мирный характер.
Откуда взялся третий эшелон
В середине двадцатого века на мировой карте существовал ряд государств, которые казались отсталыми в техническом отношении настолько, что никто и предположить не мог возможных перспектив их индустриального развития. Разрушенная японской агрессией и последующей войной 1950-1953 годов Южная Корея за несколько десятилетий совершила стремительный скачок, превратившись в одного из лидеров мирового машиностроения. Тайвань, Гонконг, Индонезия, Таиланд и другие азиатские «молодые тигры» также твердо обозначили свои позиции на мировом рынке. В конце семидесятых годов никто и представить не мог, что Китай буквально завалит своими товарами прилавки во всех уголках планеты.
Третий эшелон - это страны, сумевшие обратить свою национальную проблему, а именно низкий уровень дохода населения, в огромное конкурентное преимущество. Дешевая рабочая сила выступила в качестве двигателя прогресса. Модернизация осуществлялась на базе заимствованных технологий и всесторонней государственной поддержки.
Будет ли четвертый?
Интересны причины, по которым возник третий модернизационный эшелон. Это в первую очередь стремление ведущих мировых корпораций удешевить свою продукцию, переместив производственные мощности в страны с недорогими трудовыми ресурсами, благоприятным инвестиционным климатом и стабильной политической ситуацией. Получив в свое распоряжение все это, киты мировой экономики добились парадоксального результата. Передовые технологии стали доступными, а рост ВВП стран-производителей позволяет им проводить собственную конкурентоспособную инновационную политику.
Возникнет ли четвертый эшелон модернизации? Пока этот вопрос остается открытым.