Государственная инновационная политика: актуальные вызовы и перспективы
Инновационная политика - ключ к технологическому прорыву и конкурентоспособности страны. Какие вызовы стоят перед Россией в этой сфере сегодня и какие решения необходимы для достижения инновационного лидерства?
1. Сущность и цели государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика - это комплекс мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий для инновационного развития страны. Она направлена на стимулирование создания и внедрения инноваций во всех сферах экономики и общественной жизни.
Основными целями инновационной политики являются:
- Повышение конкурентоспособности экономики за счет внедрения передовых технологий
- Стимулирование развития науки и технологий
- Создание благоприятных условий для инновационной деятельности
- Коммерциализация результатов научных исследований
- Подготовка кадров для инновационной экономики
Для достижения этих целей государство использует различные инструменты:
- Финансирование науки и инноваций из бюджета
- Налоговые льготы для инновационных компаний
- Создание инфраструктуры инноваций (технопарки, бизнес-инкубаторы)
- Поддержка венчурного инвестирования в инновации
- Госзаказ на инновационную продукцию
- Защита интеллектуальной собственности
- Подготовка кадров для инновационной экономики
2. Инновационная политика России: история и современное состояние
Инновационная политика в России прошла несколько этапов развития.
На первом этапе (1990-е годы) происходило становление правовых основ инновационной деятельности. Были приняты законы "О науке и государственной научно-технической политике", "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике".
На этом этапе основное внимание уделялось сохранению научно-технического потенциала в условиях экономического кризиса.
Второй этап (2000-е годы) характеризовался активизацией инновационной политики. Была принята "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года".
Главными достижениями этого периода стало создание институтов развития в инновационной сфере (Роснано, РВК, Сколково), запуск программ инновационного развития компаний с государственным участием.
На современном этапе действует "Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года". Определены приоритеты:
- Передовые цифровые и производственные технологии
- Новые материалы и способы конструирования
- Персонализированная медицина
- Чистая энергетика
Ведется работа по созданию инновационных кластеров, технопарков. Развиваются инструменты поддержки малого инновационного предпринимательства.
Таким образом, за последние десятилетия в России сформирована обширная законодательная и институциональная база для проведения инновационной политики. Вместе с тем сохраняется ряд проблем.
3. Стимулирование инновационной активности бизнеса
Ключевым фактором инновационного развития является вовлечение бизнеса в создание и внедрение инноваций. Для этого государство использует различные инструменты.
Налоговое стимулирование. Действуют пониженные ставки по налогу на прибыль для IT-компаний, а также для организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность. Компании могут применять повышенный коэффициент амортизации для оборудования, используемого для НИОКР и внедрения инноваций.
Однако масштабы налогового стимулирования пока недостаточны для серьезной активизации частных инвестиций в инновации.
Государственные субсидии. Выделяются на конкурсной основе на реализацию инновационных проектов, НИОКР. Но конкуренция за субсидии очень высока.
Госзакупки инновационной продукции. Госкомпании обязаны осуществлять закупку инновационной продукции в определенном объеме. Но на практике этот механизм работает недостаточно эффективно.
Таким образом, необходимы дальнейшее расширение и совершенствование инструментов стимулирования компаний к инновациям.
4. Развитие человеческого капитала
Важнейшим фактором инновационного развития являются люди. Без подготовки соответствующих кадров невозможно создание инновационной экономики.
В системе высшего образования были созданы опорные университеты, ориентированные на подготовку кадров для региональных рынков труда, в том числе по инженерным и IT-специальностям, востребованным инновационной экономикой.
Однако масштабы подготовки инженеров и ученых пока отстают от потребностей инновационной экономики. Необходимы более тесные связи вузов и бизнеса.
Важным источником кадров для инновационной экономики являются талантливые исследователи и предприниматели из-за рубежа. Для их привлечения запущены специальные программы, облегчающие получение вида на жительство.
Развивается инфраструктура поддержки стартапов - акселераторы, коворкинги, хакатоны. Это способствует вовлечению молодежи в инновационное предпринимательство.
Таким образом, в последние годы предпринимаются важные шаги по развитию человеческого капитала для инновационной экономики. Но предстоит решить множество задач в этой сфере.
5. Совершенствование инфраструктуры инноваций
Важнейшим элементом инновационной системы является инфраструктура, обеспечивающая условия для создания и коммерциализации инновационных разработок.
В России создано более 100 технопарков и бизнес-инкубаторов, где размещаются малые инновационные компании. Однако их эффективность не всегда высока.
Необходимы меры по повышению самоокупаемости технопарков, ужесточению требований к резидентам, развитию сервисов для стартапов.
Активно развивается институт венчурного инвестирования. Действуют десятки венчурных фондов, получающих поддержку от государства. Однако их масштаб пока недостаточен для финансирования массовых инноваций.
Появляются новые цифровые сервисы для инноваторов - платформы генерации идей, онлайн-акселераторы, сервисы прототипирования. Но их использование пока ограничено.
Таким образом, необходимо принять меры по расширению инфраструктуры поддержки инноваций и повышению ее доступности.
6. Поддержка фундаментальной и прикладной науки
Основой любых инноваций являются результаты научных исследований. Поэтому ключевым направлением инновационной политики является поддержка науки.
В последние годы увеличилось бюджетное финансирование исследований и разработок. Реализуются крупные научные проекты, развивается инфраструктура.
Однако общий объем затрат на науку в процентах от ВВП пока значительно отстает от передовых стран.
Недостаточно внимания уделяется внедрению результатов исследований в реальный сектор экономики. Необходимо расширить практику государственно-частного партнерства в реализации научных проектов.
Требует совершенствования система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при выполнении НИОКР за счет бюджета. Это позволит обеспечить их широкое использование.
Таким образом, несмотря на предпринимаемые меры, сохраняется ряд проблем в сфере поддержки науки как базы инноваций.
7. Технологическое прогнозирование и Foresight
Важной составляющей инновационной политики является определение приоритетных направлений технологического развития. Для этого используются методы прогнозирования и Foresight.
В России регулярно разрабатываются прогнозы научно-технологического развития. Проводятся технологические форсайты с привлечением экспертов.
Однако зачастую эти прогнозы носят декларативный характер и слабо учитываются при формировании инновационной политики.
Необходимы меры по повышению качества прогнозирования, более тесная увязка результатов с бюджетным планированием и инструментами поддержки инноваций.
Перспективным направлением является использование методов искусственного интеллекта, больших данных для выявления новых технологических трендов и возможностей.
Усиление роли технологического форсайта позволит повысить обоснованность приоритетов инновационной политики.
8. Международное научно-техническое сотрудничество
В условиях глобализации большое значение имеет международное сотрудничество в инновационной сфере.
Российские организации участвуют в крупных международных проектах - исследованиях на Большом адронном коллайдере, ITER, изучении космоса и др.
Однако масштабы сотрудничества пока недостаточны. Необходимы меры по расширению интеграции российской науки в мировые исследовательские проекты.
Перспективным направлением является привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, локализация производств инновационных продуктов транснациональных компаний.
Требуется активизация обмена опытом, лучшими практиками инновационной политики в рамках международных организаций и форумов.
Международное сотрудничество открывает новые возможности для инновационного развития России.
9. Развитие инноваций в регионах России
Важным направлением является активизация инновационной деятельности в регионах России с учетом их специфики.
В ряде субъектов созданы региональные инновационные кластеры, объединяющие науку, образование и промышленные предприятия. Однако их потенциал используется не в полной мере.
Необходима дифференцированная региональная инновационная политика с учетом местных условий и возможностей.
Перспективным является развитие инновационного территориального «пояса» вокруг крупных агломераций для распространения инноваций.
Требуется расширение участия регионов в федеральных программах инновационного развития, обеспечение синергии региональных и федеральных инструментов поддержки.
10. Цифровая трансформация как драйвер инноваций
Важнейшим трендом развития инноваций является цифровая трансформация экономики и общества.
Реализуется программа "Цифровая экономика", предусматривающая меры по развитию сквозных цифровых технологий, кадров, информационной инфраструктуры.
Однако темпы цифровизации пока отстают от передовых стран. Необходим переход к массовому внедрению цифровых технологий во все сферы.
Приоритетами являются развитие технологий искусственного интеллекта, промышленного интернета, больших данных, блокчейн и др.
Цифровая трансформация должна стать ключевым драйвером инновационного развития России.
11. Усиление координации инновационной политики
Для повышения эффективности инновационной политики требуется усиление межведомственной координации.
В настоящее время полномочия в этой сфере распределены между различными министерствами и ведомствами, что снижает согласованность действий.
Необходимо четко распределить зоны ответственности, наладить регулярный обмен информацией и совместное планирование.
Целесообразно создание единого координационного органа при Правительстве по вопросам инновационной политики.
Это позволит вырабатывать согласованные подходы и повысить эффективность государственного управления инновациями.
12. Совершенствование статистического учета инноваций
Важным инструментом инновационной политики является статистический учет и анализ данных.
В России ведется сбор данных об инновационной деятельности компаний, затратах на НИОКР, патентах и др. Однако качество статистики пока недостаточное.
Необходимо расширить перечень показателей, характеризующих разные аспекты инновационных процессов, повысить достоверность данных.
Целесообразно использовать передовой зарубежный опыт сбора инновационной статистики, совершенствовать методологию.
Это позволит получать объективную информацию для анализа состояния инновационной сферы и принятия обоснованных управленческих решений.
13. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере
Для успешной реализации инновационной политики необходимо тесное взаимодействие государства и бизнеса.
Перспективной формой такого партнерства является создание совместных предприятий и консорциумов для выполнения крупных инновационных проектов.
Это позволяет объединить ресурсы и компетенции государственного и частного сектора.
Необходимы меры по расширению практики государственно-частного партнерства при реализации приоритетных инновационных проектов и программ.
Перспективным является привлечение крупного бизнеса к финансированию исследований и разработок в обмен на доступ к результатам.
14. Стимулирование инноваций на государственных предприятиях
Значительный инновационный потенциал сосредоточен на крупных государственных предприятиях в стратегических отраслях.
Для его реализации госкомпаниям устанавливаются целевые показатели инновационной активности, выделяются средства на НИОКР.
Однако зачастую формализм препятствует практическому внедрению инновационных разработок.
Необходимы меры по повышению заинтересованности руководства и персонала госкомпаний во внедрении инноваций, увязке мотивации с конкретными результатами.
15. Развитие инновационного менеджмента
Важным фактором является профессиональный инновационный менеджмент.
Требуются образовательные программы по подготовке специалистов в области управления инновациями, трансфера технологий, инновационного маркетинга.
Нехватка квалифицированных кадров в этой сфере сдерживает инновационное развитие.
Необходимо стимулировать приток компетентных управленческих кадров в инновационные компании, научные организации, институты развития.
Развитие системы подготовки и мотивации инновационных менеджеров должно стать одним из приоритетов.
16. Популяризация инновационного предпринимательства
Для активизации инновационных процессов важно формирование инновационной культуры в обществе.
Необходимы меры по популяризации инновационного предпринимательства, демонстрации успешных кейсов создания новых продуктов и технологий.
Это будет способствовать привлечению молодежи, лучших умов в инновационную деятельность.
Важная роль принадлежит СМИ, интернет-ресурсам, популяризирующим достижения отечественных инноваторов и успешный опыт инновационного развития.
Формирование инновационной культуры - важная составляющая государственной политики в этой сфере.