Настоящая фамилия Горина. Биография Горина

Интерес к личности Григория Израилевича, к его литературно-кинематографическим шедеврам и к тому, какова настоящая фамилия Горина, говорит и об огромной популярности знаменитого российского сатирика и о востребованности жанра, в котором он особенно прославился. Кто-то знает его прежде всего как писателя, кому-то он запомнился в роли телеведущего, для иных он – блестящий сценарист, для других – остроумнейший юморист.

Биография Горина. Детство

Писатель шутил, что у него несколько биографий – к каждой выпущенной книге ему приходилось «подбирать соответствующую». И каждая из этих биографий, безусловно, настоящая. Фамилия Горина украшает титульные листы  публицистических и художественных изданий, десятков произведений, созданных им для театра и кино. Писатель утверждал, что как драматург он родился в 1968 году, в качестве киносценариста впервые «зазвучал» в 70-х годах, но свое рождение как юмориста Горин отметил реальной датой появления на свет: 12 марта 1940 года. Маленький Гриша пришел в мир в счастливые минуты, под радостные возгласы, смех и аплодисменты: по радио в этот момент сообщили о конце военного конфликта СССР с Финляндией. «…чувство, когда ты орешь…а все вокруг смеются…определило мою творческую судьбу», - шутил Горин. Его юмор никогда не был грубым и плоским, он смешил в особой иронично-интеллектульной манере, очаровавшей публику и заставившей ее горячо полюбить этого невозмутимого жизнерадостного человека.

Происхождение псевдонима

Настоящая фамилия Горина - Офштейн. Она досталась ему от отца, который был офицером в звании подполковника. Во время Великой Отечественной войны Израиль Абелевич служил в 150-й дивизии третьей ударной армии первого Белорусского фронта. Мама работала врачом скорой помощи, Горинская – была ее настоящая фамилия.

Горина-Офштейна нередко «терзали» издатели: мол, с еврейской фамилией у него мало шансов напечатать его великолепные творения. С 1963 года писатель работал под псевдонимом Горин. Возможно, его источником послужила девичья фамилия матери. А может быть, Григорий Израилевич ориентировался на историю происхождения фамилии Горин, которая возникла от имени Григорий. Таким образом, получалось, что имя и фамилия юмориста дублировали друг друга. А когда журналисты задавали вопрос о том, какова настоящая фамилия сатирика Григория Горина, он отвечал шуткой, дескать, это аббревиатура фразы «Гриша Офштейн решил изменить национальность». Позже Григорий Израилевич сделал псевдоним своей официальной фамилией.

Врачующий писатель

В детстве Григорий был уверен, что станет писателем, поэтому поступил в медицинский институт – место, «где учили…премудростям жизни и делали это…весело».

Горин без остановки писал фельетоны и юморески, работая врачом в составе бригады скорой помощи. Но литература в конце концов победила, и начинающий сочинитель стал членом Союза писателей и, как говорил с улыбкой, «вынужден был оставить медицину в покое». О том, что она до конца жизни «не оставляла» писателя, рассказывали его коллеги. Так, Геннадий Хазанов вспоминал о том, как у него разболелась голова, не помогали никакие лекарства, но стоило ему услышать по телевизору выступление Горина, боль исчезла без следа. Горина вполне можно назвать и «доктором» человеческих душ, ведь его изысканный юмор и философски окрашенная ирония дают редкую возможность взглянуть на себя и мир вокруг с поразительной критичностью.

Сатирик или юморист?

Григорий Горин всегда настаивал на том, что он не видит себя борцом, чья миссия - улучшить жизнь, однако свое призвание он узрел в том, чтобы сделать ее легче, рассыпая вокруг живые огоньки искрометного юмора. Кто-то из знаменитостей прошлого заметил, что сатира – это юмор, потерявший терпение. У Горина терпения всегда было в избытке.

Успешная карьера Горина

Впервые рассказ молодого писателя напечатали на шестнадцатой странице авторитетной «Литературной газеты». Это случилось в 1960 году. Шесть лет спустя у Горина вышла первая книжка, где его проза соседствует с произведениями других авторов. В тот же период юморист, в творческом тандеме с Аркадием Аркановым, написал несколько пьес. Одна из них – «Банкет», поставленная в 1968 году Марком Захаровым, вызвала шумный успех в московском Театре сатиры. Актуальный и острый спектакль актеры отыграли всего тринадцать раз, пока не опомнились чиновники-цензоры. В 1970 году в Театре Советской Армии состоялась премьера пьесы Горина «Забыть Герострата» (позже трагикомедию охотно ставили и другие театры). Этот же год положил начало обновлению и росту популярности московского театра Ленком.

Творческая дружба драматурга Григория Горина и режиссера Марка Захарова была действительно – настоящая. Фамилия Горина – сатирика и сценариста – значилась в афишах самых любимых спектаклей театра: «Поминальная молитва», «Дом, который построил Свифт», «Тиль». Захаров однажды заметил, что у Григория Израилевича был особенный дар – брать старинный сюжет и наполнять его современным смыслом и подтекстом. Поэтому в героях разных стран и эпох мы подчас узнаем самих себя. Последняя совместная работа в Ленкоме – пьеса «Шут Балакирев» – оборвалась внезапной скоропостижной смертью Григория Горина, случившейся от сердечного приступа в июне 2000 года. Спектакль замышлялся азартным и дерзким. Таким он и получился, в память об искреннем, талантливом и глубоком человеке, не выносившем «духоты» лицемерия и подлости.

Работы в кино

В нашей стране нет, наверное, человека, который не видел бы фильмов, созданных Захаровым и Гориным. Эти киношедевры всегда становились культурным событием. Остроумные и зрелищные фильмы - «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и другие - полны тонкого иносказания и мировоззренческой глубины. Вышедшая на экраны в начале перестройки кинопритча «Убить дракона» аллегорически выразила живучесть зловещей, лицемерно маскирующейся под невинность, энергии зла.

В соавторстве с Эльдаром Рязановым Горин в 1978 году написал сценарий к фильму «О бедном гусаре замолвите слово». Текст о царившей в сороковых годах девятнадцатого века темной атмосфере провокаций, доносов, подлости полиции тайного ведомства недвусмысленно намекал на ситуацию, сложившуюся к концу семидесятых годов двадцатого столетия. Цензура всласть «покромсала» сценарий фильма, вышедшего на экраны страны только год спустя.

Всего в горинской киноколлекции около двадцати прекрасных экранизаций.

Два грустных комика

Креативный дуэт Горин – Арканов сложился, когда оба еще только начинали печататься, и продлился больше десяти лет. Их совместные пьесы и юморески имели колоссальный успех. Обоим авторам свойственна манера рассказывать удивительно смешные вещи с убийственно серьезным лицом. Писатели понимали друг друга с полуслова. По словам Аркадия Арканова, человеком, с которым его можно было бы спокойно отправлять в длительный космический полет, был Григорий Горин. Настоящая фамилия Арканова (Штейнбок) тоже не оставляла сомнений в его национальной принадлежности, и сатирику также пришлось ее сменить.

Улыбайтесь, господа!

Настоящая слава – это когда писательские слова становятся фольклором. Таких фраз и афоризмов у Горина были десятки. О любви, как о теореме, которая вечно требует доказательств, и о заведении с дурной славой, благодаря чему у него не было отбоя от посетителей, и о том, что русские долго запрягают, но никуда не едут. А чего стоит фраза в фильме про Мюнхгаузена о том, что все глупости на земле совершаются с умным выражением лица!

Знаменитый афоризм о рояле в кустах, который употребляют, когда речь идет о фальшивом экспромте, родился в одном из ранних рассказов Горина. Речь шла о репортере, который «совершенно случайно» встретил на улице передовика производства, у которого так же «случайно» оказалась с собой умная книга, а когда выяснилось, что он умеет играть на музыкальных инструментах, оказалось, что в кустах совсем «случайно» стоит рояль, чтобы продемонстрировать гармонически развитую личность ударника коммунистического труда.

Универсальный дар

Горин никогда не важничал, в нем не было и следа высокомерия. Телезрители запомнили его тонкие и смешные юморески, которые он читал с невозмутимо серьезным лицом в передаче «Вокруг смеха» почти десять лет. В начале 1990-х годов он стал членом судей Высшей лиги КВН, затем – автором, участником и ведущим телепередачи «Белый попугай».

Дар Горина был многогранным. Подобно Чехову, он сочетал в себе талант рассказчика и драматурга. По глубине и масштабности философско-аллегорического осмысления жизни критики справедливо сравнивают его со Свифтом и Брехтом. Без преувеличения, Григорий Горин – это уникальное и яркое явление в нашей культуре.

Комментарии