Афоризмы Базарова: "премудрости" главного героя романа Ивана Тургенева "Отцы и дети"

Евгений Базаров – один из самых ярких литературных персонажей. Этот герой романа Ивана Тургенева "Отцы и дети" стал воплощением "новых людей" – нигилистов 1860-х годов. Мировоззрение Базарова выражено в его метких, запоминающихся высказываниях по самым разным темам – любви, искусству, отношениям людей. Эти афоризмы можно назвать настоящими "премудростями" нигилизма.

Отрицание любви

Базаров резко отрицательно относится к любви. Он считает ее «белибердой» и «непростительной дурью». Так, например, он говорит: «Любовь — белиберда, непростительная дурь». Базаров убежден, что любовь мешает человеку заниматься наукой и достигать прогресса. Она отвлекает от действительно важных вещей.

Базаров иронизирует над романтическими представлениями о любви. Он сводит любовь к физиологии и отрицает наличие каких-либо таинственных «загадочных взглядов». Базаров говорит: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Базаров сравнивает влюбленных с «летучими рыбами», которые некоторое время «могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду». То есть любовь, с его точки зрения, это нечто временное и иллюзорное.

Критика искусства

Базаров резко критикует искусство, считая его бесполезным. Также он отрицает ценность живописи: «Рафаэль гроша медного не стоит». Базаров противопоставляет искусство практической деятельности, приносящей материальную пользу. Он высмеивает увлечение музыкой Павла Петровича: «В 44 года играть на виолончели глупо». Таким образом, Базаров отвергает эстетические ценности в пользу утилитаризма.

В целом, отношение Базарова к искусству выражает его нигилистические взгляды. Он отрицает то, что не имеет практической пользы и не способствует материальному прогрессу. Эстетические переживания для него – «романтизм, чепуха, гниль, художество». Базаров – человек нового времени, для которого важны только наука и техника.

Вера в науку и прогресс

Базаров твердо верит в науку и технический прогресс. Он считает, что наука способна объяснить все явления природы и жизни человека. Базаров говорит: «Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир и что на солнце происходит». При этом он презрительно относится к традиционным верованиям и суевериям народа.

Базаров убежден, что наука и техника могут коренным образом изменить жизнь общества. Он ставит ученых и инженеров выше художников и поэтов, считая их деятельность более полезной. Базаров восхищается достижениями западной науки и призывает перенимать передовой опыт: «Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу».

В то же время Базаров понимает, что Россия еще далека от подлинного технического прогресса. Он критикует отсталость и рутину в различных сферах общественной жизни. Базаров требует радикальных перемен и практических действий для модернизации страны по образцу Запада.

Таким образом, вера Базарова в всесилие науки и техники отражает характерную для позитивизма XIX века установку. Он видит в научном знании главный фактор прогресса и рационального устройства общества. При этом Базаров неоднократно подчеркивает важность практического применения науки для улучшения жизни людей.

Отношение к смерти

Базаров демонстрирует спокойное, почти равнодушное отношение к смерти. Он считает ее естественным и неизбежным явлением. Базаров говорит: «Старая шутка смерть, а каждому внове». Он воспринимает смерть как данность, от которой никуда не деться. В то же время Базаров не желает тратить много времени на размышления о смерти и загробной жизни. Для него важна активная деятельность в реальном мире здесь и сейчас. Базаров иронично замечает: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!».

Такое отношение к смерти отражает материалистические и атеистические взгляды Базарова. Он не верит в бессмертие души и загробную жизнь. По его мнению, все заканчивается физической смертью человека. Поэтому Базаров считает бессмысленными религиозные представления о смерти и потустороннем мире. Вместе с тем подобное равнодушие к смерти отчасти является позой Базарова, маской циничного нигилиста. В глубине души он не так спокоен, о чем свидетельствует его реакция на собственную смертельную болезнь. Тем не менее, Базаров до конца сохраняет рациональное отношение к неизбежности смерти.

Комментарии