Пусковой ток аккумулятора. Пусковой ток автомобильного аккумулятора
Основным назначением аккумуляторных батарей является обеспечение питания различных устройств без подключения их к сети переменного электрического тока. Для этого АКБ должны осуществлять накопление заряда и иметь способность сохранять его до того момента, когда устройство начнет функционировать. Аккумуляторы, в отличие от обыкновенных батарей, обладают возможностью восстановления своего заряда. Многие АКБ были созданы как альтернатива привычным батарейкам. Многоразовое использование делает их более экономичными и удобными в эксплуатации. АКБ представляет собой систему аккумуляторов, которые соединены параллельно либо последовательно. Чаще всего применяют второй тип соединения. Такой метод необходим для получения повышенного значения выходного напряжения. Благодаря такой схеме можно использовать несколько аккумуляторов, у которых выходное напряжение значительно ниже суммарного.
Технические характеристики АКБ
К основным параметрам любой аккумуляторной батареи относятся:
- тип (например, свинцово-кислотные, гелиевые, никелево-кадмиевые, никелево-металлогидридные, литиево-ионные, литиево-полимерные и др.);
- пусковой ток аккумулятора (пусковая мощность);
- минимальное напряжение;
- емкость батареи;
- рабочее напряжение;
- температурные характеристики.
Что означает пусковой ток аккумулятора?
Данный параметр является немаловажной характеристикой автомобильных батарей. Пусковой ток АКБ тесно связан с температурным режимом работы устройства. Данный показатель считается главным для регионов с суровым климатом, поскольку показывает возможность аккумуляторной батареи запускать холодный силовой агрегат транспортного средства, что является наиболее актуальным в зимний период. Числовое значение, определяющее, какой пусковой ток у аккумулятора (номинальное значение), соответствует мощности АКБ, которую она способна выдавать в течение 30 секунд при температуре окружающей среды минус 18 градусов по Цельсию.
От чего зависит мощность аккумуляторной батареи?
Величина, которая характеризует данный параметр, обусловлена значением тока разряда и усредненного значения разницы потенциалов цепи, которая определяется путем измерения через равные интервалы времени. Формула, вычисляющая пусковой ток автомобильного аккумулятора, имеет следующий вид: Р (мощность АКБ) = I (ток разряда) • U (напряжение разряда). Во время старта силового агрегата транспортного средства при помощи стартера значение номинального напряжения батареи существенно снижается. А ток разряда при этом увеличивается. Проще говоря, в результате того, что пусковой ток аккумулятора является постоянной величиной,
Паспортные характеристики аккумуляторной батареи
При испытаниях АКБ с заданной продолжительностью производят разряд электрического тока. Величина его аналогична потребляемому значению номинального тока стартера. Разряд продолжается до остаточного напряжения в шесть вольт. В паспорт аккумулятора вносят все интервалы измерений, на которых произвели съем показаний разницы потенциалов на выводах АКБ. Время стартерной разрядки характеризует величину электрического запаса аккумулятора. Другими словами, это резерв возможностей батареи для пуска силового агрегата. В данном случае немаловажную роль играет величина номинальной емкости АКБ – чем она будет выше, тем больше попыток предоставлено владельцу для того, чтобы завести двигатель. Кроме того, необходимо отметить, что пусковой ток аккумулятора может быть различным для совершенно одинаковых по габаритным размерам и величине номинальной емкости батарей. Это в первую очередь зависит от материалов, которые использовались при изготовлении устройства, их свойств, а также от его конструктивных особенностей. В качестве примера можно назвать способность батарей увеличивать значение пускового тока при повышении уровня пористости используемых пластин свинца, увеличении их количества, применении ортофосфорной кислоты в качестве активной пасты и т. д.
Пусковой ток аккумулятора для «дизеля»
Как правило, увеличенное значение пусковой мощности имеют АКБ, которые предназначены для эксплуатации с дизельными силовыми агрегатами. Это связано с тем, что для проворота коленчатого вала «дизеля» требуется гораздо больше усилий. Так, аккумуляторные батареи емкостью 55А-ч для бензиновых агрегатов обладают пусковым током 255А, а аналогичные батареи для дизельных – 300А.
Выбирая аккумулятор для своего автомобиля
Если при подборе АКБ вы обнаружили, что при равных параметрах емкости, габаритов и прочего один из рассматриваемых вариантов обладает большим значением пускового тока, то можно смело останавливать свой выбор на нем. Это обеспечит вам дополнительный плюс при запуске силового агрегата в зимнюю пору. При этом не следует опасаться, что данный параметр может оказать какое бы то ни было негативное воздействие на работоспособность систем электрооборудования автомобиля. Ведь пусковой ток – это значение, которое имеет влияние исключительно на качество и надежность запуска мотора. Независимо от величины упомянутой характеристики, напряжение аккумуляторной батареи останется стандартным, а на работоспособность электроприборов оказывает влияние только этот фактор.
Пояснения к некоторым параметрам выбора
Пусковой ток нового аккумулятора не должен быть ниже, чем у старого (заменяемого). При этом не стоит брать новую АКБ с меньшей величиной электрической емкости (А/ч). Дело в том, что при определенных режимах работы мотора (например, на холостом ходу) и незначительных дневных пробегах транспортного средства аккумулятор в ночное время как бы "помогает" генератору запитывать включенные потребители. В результате при малой электрической емкости батареи глубина разряда может составить более 40-50 %, а это приведет к снижению работоспособности АКБ в режиме пуска.
Общепринятые стандарты
При покупке аккумуляторной батареи следует учитывать, что величины пусковых токов на корпусе АКБ могут быть указаны в различных стандартах. Так, в Германии принят свой тип - DIN, в США – SAE, а в Евросоюзе – EN. Для удобства ориентации в данных характеристиках у продавцов АКБ можно попросить специальный лист соответствия, определяющий пусковой ток аккумулятора. Таблица соответствия для различных стандартов приведена на фото выше.
В чем заключается разница методик определения пускового тока?
Давайте рассмотрим более детально, каким образом определяются данные параметры в различных странах:
1. В Европейском Союзе принято проводить измерение (разрядку батареи) при температуре минус 18 градусов по Цельсию до 7,5 В в течение десяти секунд.
2. В Германии во время проведения испытаний автомобильный аккумулятор разряжают до девяти вольт в течение 30 секунд, при тех же температурных условиях, что и в ЕС.
3. В США АКБ разряжается до напряжения 7,2 В в течение 30 секунд, при той же температуре.
Как видите, при проведении испытаний изменяется только величина граничного напряжения и время разряда. Считается, что наиболее близкий стандарт к нашему ГОСТу - это немецкая методика.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что аккумуляторы автомобильные, пусковой ток которых имеет большой запас, могут подвести вас в холодную погоду точно так же, как и АКБ с малой пусковой мощностью. Все дело в том, что любой аккумулятор требует регулярного и весьма тщательного ухода. Причем это относится и к так называемым необслуживаемым АКБ. В данном случае уход заключается в периодической подзарядке после продолжительной эксплуатации транспортного средства в городском цикле. Основное негативное влияние на работоспособность изделия оказывают незначительный пробег автомобиля, езда на невысоких скоростях, а также простаивание в пробках. Более того, не стоит забывать проводить периодическую диагностику и устранять обнаруженные неисправности электрооборудования системы. Эти действия позволят вам существенно продлить ресурс аккумуляторной батареи, а также избежать неприятностей, связанных с проблемами запуска силового агрегата в зимнее время.