Кто такие имбецилы: особенности, методы развития и обучения
Имбецильность, или умеренная и тяжелая умственная отсталость - это диагноз, который ставится людям с врожденным нарушением интеллектуального развития. Хотя этот термин сейчас считается устаревшим и оскорбительным, он до сих пор используется в медицинской литературе.
Кто такие имбецилы? Люди с IQ от 20 до 49 относятся к этой категории. У них крайне ограниченные возможности обучения и социальной адаптации. Тем не менее, при адекватной поддержке они могут научиться навыкам самообслуживания и простейшим трудовым операциям.
Признаки имбецильности
Имбецильность - это средняя степень умственной отсталости. Она характеризуется задержкой развития головного мозга на ранних этапах жизни ребенка. У людей с имбецильностью наблюдается ряд характерных признаков.
- Отставание в физическом развитии. Имбецилы обычно ниже ростом, чем их сверстники, у них могут наблюдаться различные дефекты строения тела.
- Нарушения речи. Речь имбецилов ограничена, состоит из простых слов и фраз. Грамматика и синтаксис нарушены.
- Ограниченные умственные способности. Имбецилы не способны к абстрактному мышлению, их интеллект позволяет усваивать только простейшие навыки.
- Сниженная способность к обучению. Обучить имбецила можно лишь элементарным навыкам самообслуживания и простейшим трудовым операциям.
- Повышенная внушаемость и зависимость от окружающих.
Таким образом, основными признаками имбецильности являются задержка умственного и физического развития, крайне ограниченные интеллектуальные способности, нарушения речи. Эти симптомы проявляются в раннем детстве и сохраняются на протяжении всей жизни человека.
Распознавание характерных признаков помогает вовремя диагностировать имбецильность и оказать необходимую медицинскую и социальную помощь таким людям.
Особенности развития и обучения
Имбецильность обусловлена поражением головного мозга на ранних этапах его развития. Это приводит к значительному отставанию в формировании психических функций ребенка.
У детей с имбецильностью наблюдается задержка в овладении основными навыками. Они позже начинают сидеть, ходить, говорить по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Их движения неуклюжи, координация страдает.
Речевое развитие имбецилов также сильно запаздывает. Их словарный запас ограничен, фразы примитивны, звукопроизношение нарушено. Многие имбецилы остаются практически немыми.
Интеллектуальное развитие при имбецильности резко ограничено. Имбецилы неспособны овладеть абстрактным мышлением, их возможности сводятся лишь к конкретным представлениям.
Внимание, память и другие психические функции у имбецилов также значительно страдают. Это серьезно затрудняет их обучение.
В школе имбецил может освоить лишь простейшие навыки - научиться элементарному счету, чтению отдельных слов, письму своего имени. При этом требуется многократное повторение материала и постоянный контроль со стороны учителя.
Таким образом, особенности психофизического развития имбецилов не позволяют им овладеть полноценными знаниями и трудовыми навыками. Возможности их обучения крайне ограничены.
Помощь людям с имбецильностью
Люди с имбецильностью нуждаются в особых условиях жизни и заботе со стороны общества. Учитывая их интеллектуальные и физические ограничения, им требуется помощь во многих аспектах повседневной жизни.
В первую очередь имбецилам необходима медицинская помощь. Своевременная диагностика, лечение сопутствующих заболеваний, медикаментозная поддержка улучшают качество их жизни.
Немаловажна психолого-педагогическая коррекция.
Занятия с дефектологом и психологом позволяют развивать имеющиеся способности имбецилов, обучить их доступным социальным и трудовым навыкам.
Организация специального обучения - еще один важный аспект. Во вспомогательных школах имбецилы могут получить элементарное образование, овладеть простейшими трудовыми операциями.
Многие имбецилы нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Для них организуются специализированные интернаты, где обеспечиваются необходимые условия проживания и медико-социальная поддержка.
Взрослые имбецилы могут работать на специальных предприятиях, выполняя простейшие операции под контролем. Это помогает их социализации.
Таким образом, комплексная помощь позволяет имбецилам максимально адаптироваться в обществе, реализовать свой ограниченный потенциал.
Как строить отношения с имбецилами
Люди с имбецильностью - полноправные члены нашего общества, несмотря на их психофизические особенности. Поэтому важно выстраивать с ними доброжелательные и уважительные отношения.
Взаимодействуя с имбецилом, следует проявлять терпение и понимание. Необходимо учитывать замедленность его реакций, трудности в коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы.
Нужно говорить с имбецилом простыми короткими фразами, избегать сложных абстрактных понятий. Важно давать конкретные, четкие инструкции по одной, при необходимости повторять их.
Следует проявлять терпение, если имбецил медленно реагирует или повторяет одни и те же фразы. Не нужно повышать голос или выказывать раздражение - это лишь усилит его растерянность.
Необходимо поощрять даже минимальные успехи имбецила, хвалить за самостоятельно выполненные действия. Это повышает его уверенность в себе.
Важно предоставить имбецилу возможность проявить самостоятельность в доступных ему делах, не делая за него то, что он может сделать сам.
Недопустимо высмеивать, унижать или оскорблять человека с имбецильностью из-за его интеллектуальных или физических недостатков.
Если имбецил проявляет агрессию, лучше не применять силу, а успокоить его доброжелательным тоном и переключить внимание на другие вещи.
Общаясь с имбецилом, важно вести себя естественно. Искренность и доброта ценятся им особенно.
Таким образом, отношения с имбецилом требуют терпения, искренности и доброжелательности. Гуманное отношение помогает таким людям почувствовать себя полноценными членами общества.
Перспективы для людей с имбецильностью
Несмотря на интеллектуальные и физические ограничения, у людей с имбецильностью есть определенные перспективы на достойную и насыщенную жизнь.
Благодаря ранней диагностике и коррекционным занятиям, многие имбецилы могут в достаточной степени овладеть социально-бытовыми и трудовыми навыками.
Обучение во вспомогательных школах позволяет получить элементарное образование, которое расширяет кругозор и возможности таких людей.
В дальнейшем имбецилы могут работать на специальных предприятиях, где трудятся в соответствии со своими возможностями. Это обеспечивает их самостоятельность и дает ощущение собственной полезности.
Многие имбецилы способны заводить друзей, находить хобби по душе, реализовывать творческие наклонности.
Благодаря участию в культурных мероприятиях, спортивных соревнованиях, имбецилы расширяют круг общения, получают новые впечатления и эмоции.
Создание доступной среды, устранение физических барьеров позволяет имбецилам более активно участвовать в жизни общества.
Гуманное отношение окружающих, готовность оказать помощь и поддержку - залог успешной социализации.
Таким образом, при создании необходимых условий люди с имбецильностью способны достигать значимых результатов и вести относительно независимый образ жизни.