Правила игры в лапту - они просты и интересны
Лапта - старинная традиционная русская игра, популярная в середине прошлого века, а сейчас возрождающаяся. В нее играют две команды на большом поле. Одна бьет мяч битой, другая ловит. Цель - пробежать туда и обратно быстрее, чем тебя осалят.
Правила просты и интересны. Игра развивает координацию, ловкость, быстроту. Можно играть в любом возрасте.
Давайте разберем подробнее правила этой замечательной старинной забавы.
Необходимый инвентарь
Для игры в лапту, правила которой отличаются простотой, необходим минимальный набор инвентаря. Во-первых, это сам мяч. Чаще всего используется теннисный мяч, реже - мягкий резиновый. Главное, чтобы он был удобен для бросков и ловли. Во-вторых, нужна сама лапта - палка длиной 70-80 см для удара по мячу в нужном направлении.
- Теннисный или мягкий резиновый мяч
- Лапта - палка длиной 70-80 см
- Удобная спортивная обувь и одежда
Для обозначения границ игрового поля потребуются различимые ориентиры: флажки, мел, веревка, мешки с песком. Также пригодятся свисток для судьи и секундомер для замера времени тайма или всей игры.
Инвентарь | Назначение |
Мяч | Объект удара лаптой |
Лапта | Орудие для удара по мячу |
Помимо инвентаря для игры, нужно подготовить поле определенных размеров и с четкими линиями разметки. Речь идет о "поле", "доме" и "городе".
Подготовка поля
Для игры в лапту необходимо подготовить подходящее поле. Лучше всего подойдет просторная лужайка или другое ровное обширное место размером примерно 40-55 метров в длину и 25-40 метров в ширину. Если игра проходит на травянистой площадке, линии «города» и «дома» можно отметить флажками или другими заметными предметами.
Также необходимо подготовить инвентарь:
- «Лапта» - палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см, с одного конца слегка стесанная для удобного захвата, а с другого - имеющая лопатообразную форму.
- Мяч, лучше использовать теннисный.
- Флажки или другие предметы для разметки границ поля при необходимости.
Перед началом игры капитаны команд должны убедиться, что поле готово, а инвентарь проверен и находится в исправном состоянии. Это позволит избежать задержек и нарушений в ходе матча.
Формирование команд
Для игры в лапту формируются две команды. Число игроков в каждой может быть от 10 до 30 человек. Команды могут быть смешанными по возрасту и полу, главное, чтобы общее число игроков было примерно равным.
В начале игры каждая команда выбирает капитана, который будет руководить командой в ходе матча. Капитан следит за соблюдением правил всеми игроками своей команды.
Затем проводится жеребьевка с участием капитанов, в ходе которой определяется, какая из команд первой будет в поле, а какая - в городе. После этого игроки занимают свои позиции.
- Команда в «поле» произвольно располагается лицом к черте «города».
- Команда в «городе» становится в специально отведенном месте, называемом площадкой очередности. Здесь капитан выстраивает очередность своих игроков для отбивания мяча в начале розыгрыша.
Цель игры для каждой команды
Основная цель в лапте - для команды в «поле» поймать мяч, чтобы смениться местами с командой в «городе», а для команды в «городе» - ударить по мячу так, чтобы игроки «поля» не смогли его поймать.
Команда «поля» стремится:
- Поймать мяч на лету после удара игрока «города». В этом случае команды меняются местами.
- Поймав мяч с земли, осалить им кого-либо из пробегающих игроков «города». После этого все игроки «города» бегут обратно, а команда «поля» стремится их «отсалить».
- Не дать ни одному игроку «города» перебежать в «дом» и обратно без осаливания.
Команда «города» стремится:
- Сильно и далеко отбить мяч, чтобы игроки «поля» не смогли его поймать.
- Удержаться как можно дольше в «городе» и набрать больше очков, чем команда соперника.
Очередность ударов и подач
Перед началом игры капитан команды «города» выстраивает очередность среди игроков своей команды для отбивания мяча. Игроки выстраиваются в определенном порядке на площадке очередности.
Команда «поля» посылает одного из своих игроков на площадку «города» для подачи мяча. Этот игрок называется подавальщиком.
Подавальщик берет мяч и подбрасывает его первому по очереди игроку «города». Тот отбивает мяч лаптой как можно дальше. Если удар был удачным, этот игрок бежит через «поле» к «дому» и обратно в «город». Если удар был неудачным, игрок остается на месте в ожидании следующей попытки.
После каждого розыгрыша очередность в команде «города» смещается, и право первого удара по мячу переходит к следующему игроку по порядку. Таким образом, все игроки «города» по очереди выполняют удары.
Правила бега и возврата
Игрок «города», удачно отбивший мяч, должен как можно быстрее перебежать линию «кона», развернуться и вернуться обратно в «город».
Если игроку удается пробежать до линии «кона» и обратно, не будучи осаленным, его команда получает 2 очка.
Если игрок видит, что его могут осалить до линии «кона», он может оставаться за этой линией в ожидании следующей попытки. Если попытка бега будет удачной, команда получает 1 очко.
- Бежать можно только после отбивания мяча лаптой.
- Заступать за линию «кона» до отбивания мяча запрещено.
- Возвращаться после перебежки нужно строго в «город».
Как только хотя бы один игрок «города» оказывается осален, вся его команда должна бежать обратно. А команда «поля» в это время стремится дополнительно кого-нибудь «отсалить».
Варианты осаливания
Один из самых важных моментов в игре лапта - это «осаливание», то есть попадание мячом в игрока противоположной команды. Это может происходить разными способами и приносить очки команде, которой удалось «осалить» соперника.
- Простое осаливание - когда игроки «поля» ловят мяч после удара игрока «города» и попадают в кого-то из перебегающих через поле.
- Осаливание «с лету» - когда мяч после удара ловят в воздухе. Это самый выгодный вариант.
- «Отсаливание» - когда игроки «поля» пытаются попасть в тех, кто не успел убежать в «город» после осаливания их мячом.
Кроме того, бывает «самосаливание», когда игрок попадает мячом в своего партнера по команде. Это влечет за собой штрафные очки для данной команды.
Вид осаливания | Количество очков |
Простое осаливание | 1 очко |
Осаливание с лету | 2 очка |
Отсаливание | 1 очко |
Самосаливание | -1 очко |
Таким образом, «осаливание» - один из ключевых игровых моментов, позволяющий командам зарабатывать очки. Чем ловчее и метче игроки, тем больше шансов на победу у их команды.
Смена сторон командами
В процессе игры в лапту команды несколько раз меняются сторонами - из «города» уходят в «поле», а их соперники, наоборот, из «поля» перемещаются в «город». Это происходит при определенных условиях.
Первая ситуация - когда игроки «поля» ловят мяч, поданный с «города», не с земли, а с лета. В этом случае команды немедленно меняются сторонами. То есть те, кто был в «городе» бегут в «поле», а их соперники устремляются в «город».
Второй случай - успешное осаливание игрока «города», когда тот перебегает через «поле». Как только кому-то из «поля» удается попасть в бегущего мячом, вся его команда спешит в «город», а команда из «города» бежит на их место в «поле».
Но иногда случается и так, что осаливание происходит, когда часть игроков «города» еще находится в «поле». В этом случае они должны постараться быстро «отсалить» кого-то из противников, пока те не успели убежать. Если им это удается, то команды снова меняются местами.
Помимо этого, стороны могут поменяться, если мяч три раза подряд после удара вылетает за боковые линии поля. За каждый последующий такой аут команде «города» начисляется штрафное очко. А когда их набирается три, происходит смена сторон.
Иногда в правила вводится так называемая «резня» - если одна из команд осаливает всех игроков другой команды, не дав им перебежать в «город», то происходит немедленная смена сторон. Это позволяет быстрее продолжить игру.
Таким образом, смена сторон - важный игровой момент, позволяющий командам побывать как в нападении, так и в защите. Это делает игру более динамичной и интересной для обеих сторон.
Возможные штрафы и наказания
Хотя лапта и считается довольно мирной игрой, в ней тоже предусмотрены определенные штрафы и наказания для команд и отдельных игроков в случае нарушения правил.
Одно из распространенных нарушений - когда мячом попадают в опасные для здоровья зоны: голову, солнечное сплетение или пах игрока. За такие удары полагается штраф для команды в одно очко.
Еще один частый случай - так называемое «самосаливание», когда игрок попадает мячом в своего партнера по команде. Это тоже влечет штраф в одно очко.
Также наказывается команда за неспортивное или грубое поведение игроков - оскорбления соперников, споры с судьей, недисциплинированность. В зависимости от тяжести проступка судья может сделать предупреждение, оштрафовать на одно или несколько очков.
Бывают ситуации, когда мяч после удара вылетает за пределы боковых линий поля. После трех таких забросов за каждый следующий вылет за линию команда «города» штрафуется одним очком.
Кроме того, если бьющий игрок три раза подряд не может сделать сильный удар, то противоположная команда тоже получает одно штрафное очко с их стороны.
В целом, возможные штрафы и наказания призваны поддерживать честную спортивную борьбу и предупреждать грубость во время игры. Благодаря им лапта остается мирным развлечением для людей разных возрастов.
Подсчет очков и выявление победителя
Чтобы определить победителя в лапте, ведется подсчет очков, которые команды зарабатывают в процессе игры. Очки можно получить разными способами.
Во-первых, если игроку «города» удается сделать сильный удар, пробежать до «дома» и обратно, не будучи осаленным, его команда получает 2 очка.
Если же бьющий не рискует бежать до «дома», а остается за линией «кона», выжидая следующего удара, то за каждый такой успешный возврат в «город» команда получает 1 очко.
Очки можно также заработать, успешно осалив соперника после его удара. За простое осаливание с земли дается 1 очко. Если же мяч пойман с лета - команде начисляется 2 очка.
При осаливании игрока «города» его команда быстро бежит в «поле», чтобы «отсалить» кого-то из противников. Если это удается, то опять дается 1 очко.
Но бывает и «самосаливание», когда мячом попадают в своего игрока. Это приносит команде штраф в 1 очко.
Также штрафными очками наказываются удары в опасные для здоровья зоны игрока, неспортивное поведение, частые забросы мяча за боковые линии поля.
Кроме того, нередко вводится правило, по которому команда автоматически выигрывает, если все ее игроки успели перебежать в «город», а противники не смогли никого осалить.
И наоборот, если все игроки одной команды перебивали, но ни одному не удалось убежать за «кон», это автоматическое поражение.
Подсчет очков ведет специально назначенный судья, который следит за соблюдением правил и объявляет счет. Обычно игра длится до того момента, пока одна из команд не наберет заранее оговоренное количество очков.
Иногда устанавливается лимит по времени, например, два тайма по 30 минут. По истечении этого времени подсчитывается счет и выявляется команда, набравшая больше очков.
Таким образом, система подсчета очков и определения победителя делает игру захватывающей, конкурентной и интересной до последнего момента.
Особенности игры с детьми и пожилыми
Хотя лапта изначально зародилась как игра для взрослых, сегодня в нее с удовольствием играют люди самых разных возрастов, включая детей и пожилых.
Чтобы привлечь к лапте детей, для них вводятся некоторые упрощения правил:
- Уменьшаются размеры поля, чтобы ребенку было легче пробежать.
- Используют более легкий и мягкий мяч, чтобы снизить риск травм.
- Разрешают делать неограниченное количество подач подряд, если ребенку не удается сильно ударить.
- Увеличивают количество попыток перебежать через поле.
Для пожилых людей также вводятся некоторые послабления:
- Укорачивают дистанцию для бега.
- Разрешают играть сидя или с меньшей подвижностью.
- Увеличивают размер лапты, чтобы было удобнее бить.
- Используют нескользкие мячи, чтобы снизить риск падений.
Кроме того, для пожилых важно:
- Делать разминку, чтобы избежать травм.
- Не играть более 30 минут без перерыва.
- Пить достаточно воды.
- Иметь под рукой нужные лекарства.
Такие послабления правил позволяют детям и пожилым людям получать удовольствие от игры в лапту, не перенапрягаясь. Главное - чтобы игра приносила им радость и крепила здоровье.