Что такое СНГ? Страны СНГ - список. Карта СНГ

СНГ – бывшее ранее Союзом ССР международное объединение, задачи которого предполагали регулирование сотрудничества между республиками, составлявшими Советский Союз. Это не надгосударственное образование. Взаимодействие субъектов и функционирование объединения предусматривало добровольную основу. Что такое СНГ и какова его роль в международных отношениях? Как происходило формирование Содружества? Какова роль тех или иных субъектов в его развитии? Об этом далее в статье. Ниже будет также приведена карта СНГ.

Образование организации

В создании организации принимали участие УССР, РСФСР и БССР. В 1991-м году, 8 декабря, в Беловежской пуще было подписано соответствующее соглашение. В документе, который состоял из 14 статей и Преамбулы, говорилось о том, что СССР перестал существовать в качестве субъекта геополитической реальности и международного права. Но на основании исторической общности и связей народов, с учетом двусторонних договоров, стремления к созданию демократического правового государства, а также при наличии намерений развивать свои отношения друг с другом на основе взаимного уважения и признания суверенитета, присутствовавшие стороны договорились о формировании международного объединения.

Ратификация соглашения

Уже десятого декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии придали документу юридическую силу. 12 декабря соглашение было ратифицировано в российском Парламенте. Подавляющее большинство (188) голосов было "за", "воздержалось" – 7, "против" – 6. На следующий день, 13-го числа, встретились главы центральных азиатских республик, входивших в СССР. Это были представители Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. В результате этой встречи было составлено Заявление. В нем главы выразили свое согласие на вступление в СНГ (расшифровка аббревиатуры – Содружество Независимых Государств).

Неотъемлемым условием формирования объединения стало обеспечение равноправия субъектов, ранее входивших в Советский Союз, и признание их всех в качестве учредителей. Позже Назарбаев (глава Казахстана) выдвинул предложение об организации встречи в Алма-Ате, где страны СНГ, список которых будет приведен ниже, продолжат дальнейшее обсуждение вопросов и принятие совместных решений.

Встреча в Алма-Ате

В столицу Казахстана прибыло 11 представителей республик, входивших раньше в СССР. Ими были главы Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Армении, Азербайджана и Белоруссии. Отсутствовали представители Грузии, Эстонии, Литвы и Латвии. В результате встречи была подписана декларация. В ней были изложены принципы и цели нового Содружества.

Кроме того, в документе закреплялось положение о том, что все государства СНГ будут осуществлять свое взаимодействие в равноправных условиях через координирующие институты. Последние, в свою очередь, формировались на паритетной основе. Действовать эти координирующие институты должны были в соответствии с соглашением между субъектами СНГ (расшифровка указана выше). При этом сохранялся объединенный контроль над военно-стратегическими объектами, ядерным оружием.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать, что это объединение не предполагало единой границы – каждая республика, входившая ранее в СССР, сохраняла свой суверенитет, правительство, правовое устройство. Вместе с этим создание Содружества являлось воплощением приверженности к формированию и развитию общей экономической зоны.

Карта СНГ

Территорирально Содружество стало меньше, чем СССР. Некоторые бывшие республики не изъявили желания вступить в СНГ. Тем не менее объединение в целом заняло достаточно большое геополитическое пространство. Большинство субъектов стремились к взаимовыгодному сотрудничеству на условиях равноправия при сохранении своей целостности.

Следует отметить, что встреча 21 декабря способствовала завершению преобразования республик СССР в страны СНГ. Список пополнился Молдавией и Азербайджаном, ставшими последними ратифицировавшими документ о создании Содружества. До этого момента они были лишь ассоциированными членами объединения. Это была важная веха в государственном строительстве всего постсоветского пространства. В 1993-м году в список СНГ была включена Грузия. Среди крупнейших городов Содружества следует назвать Минск, Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Алма-Ату, Москву.

Организационные вопросы

В Минске на встрече 30 декабря государства-участники СНГ подписали Временное Соглашение. В соответствии с ним был учрежден высший орган Содружества. В Совет входили главы субъектов организации.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать о том, как регламентировалось принятие решений. Каждый субъект Содружества обладал одним голосом. При этом общее решение принималось на основании консенсуса.

На встрече в Минске также было подписано Соглашение, регулирующее контроль над Вооруженными Силами и Пограничными войсками. В соответствии с ним каждый субъект обладал правом создать свою собственную армию. В 1993-м году завершился организационный этап.

22 января указанного года в Минске же был принят Устав. Этот документ стал основополагающим для организации. В 1996-м, 15 марта, на заседании Госдумы РФ было принято Постановление 157-II ГД. Оно определяло юридическую силу результатов референдума, состоявшегося в 1991-м году, 17 марта, по поводу сохранения СССР. В третьем пункте говорилось о подтверждении того, что Соглашение о формировании Содружества, не утвержденное на Съезде народных депутатов – высшего органа госвласти в РСФСР – не обладало и не обладает юридической силой по отношению к прекращению дальнейшего существования СССР.

Роль РФ в Содружестве

На заседании Совета по безопасности РФ выступал президент В. Путин. Владимир Владимирович признал, что Россия и СНГ подошли к определенному рубежу в своем развитии. В связи с этим, как отмечал президент, необходимо или добиться качественного укрепления Содружества и формирования на его основе действительно работающей, обладающей определенным влиянием в мире региональной структуры, или в противном случае геополитическое пространство ждет "размытие", вследствие чего интерес к Содружеству среди его субъектов будет безвозвратно потерян.

После того как в марте 2005-го российское правительство потерпело несколько существенных провалов в политических отношениях между республиками, ранее составлявшими СССР (Молдавией, Грузией и Украиной), в самый разгар Киргизского кризиса власти Путин высказался весьма категорично. Он отметил, что все разочарования явились следствием избытка ожиданий. Кратко говоря, президент РФ признал, что программировались одни цели, но в действительности весь процесс проходил совершенно по-другому.

Вопросы устойчивости Содружества

Из-з нарастающих центробежных процессов, происходивших внутри СНГ, неоднократно поднимался вопрос о необходимости реформирования объединения. Однако единства мнений о вероятных направлениях этого движения нет. На июльском неформальном саммите в 2006-м году, где собирались главы субъектов Содружества, Назарбаев предложил несколько ориентиров, на которых следует сосредоточить работу.

В первую очередь президент Казахстана считал, что необходимо согласовать миграционную политику. Необходимым, по его мнению, является и развитие общих транспортных коммуникаций, сотрудничество в борьбе против трансграничной преступности, а также взаимодействие в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах.

Как отмечалось в ряде СМИ, скептицизм относительно эффективности и жизнеспособности Содружества связывали и с рядом торговых войн. В этих кризисах РФ противостояли Молдавия, Грузия и Украина. СНГ, по мнению некоторых наблюдателей, стоял на грани выживания. Этому способствовали последние события – торговые конфликты между Грузией и РФ. По мнению ряда аналитиков, санкции России против субъекта Содружества оказались беспрецедентными. Более того, как отмечали многие обозреватели, политика РФ к концу 2005-го года в отношении постсоветских государств в целом и входящих в СНГ в частности формировалась "Газпромом" (газовой монополией РФ). Стоимость поставляемого топлива, по мнению ряда авторов, явилась неким средством наказания и поощрения субъектов Содружества в зависимости от их политического взаимодействия с РФ.

"Нефтегазовые отношения"

Говоря о том, что такое СНГ, нельзя не упомянуть об объединяющем все субъекты факторе. Им являлась низкая стоимость топлива, поставляемого с территории РФ. Однако в 2005-м году, в июле, было объявлено о постепенном повышении цен на газ для стран Прибалтики. Стоимость была увеличена до общеевропейского уровня по 120-125 $/тыс.м3. В сентябре того же года было объявлено о повышении стоимости топлива для Грузии с 2006-го года до 110 $, а с 2007-го – до 235 $.

В ноябре 2005-го была увеличена цена на газ для Армении. Стоимость поставок должна была составить 110 $. Однако руководство Армении высказало опасение о том, что республика не сможет приобретать топливо по таким ценам. Россия предложила беспроцентный кредит, который смог бы компенсировать выросшую стоимость. Однако Армения предложила РФ другой вариант – в качестве альтернативы передать в собственность один из блоков принадлежавшей ей Разданской ТЭС, а также всю газотранспортную сеть в республике. Тем не менее, несмотря даже на предупреждения с армянской стороны о вероятных негативных последствиях дальнейшего повышения цен, республике удалось лишь отсрочить увеличение стоимости.

Для Молдавии повышение цен было объявлено в 2005-м году. К 2007-му была согласована новая стоимость поставок. Цена на топливо составила 170 $. К декабрю была достигнута договоренность о поставках топлива Азербайджану по рыночной стоимости. В 2006-м цена составляла 110 $, а к 2007-му были запланированы поставки по 235 $.

К декабрю 2005-го разгорелся конфликт между РФ и Украиной. С первого января 2006-го года было объявлено о повышении цен до 160 $. Поскольку дальнейшие переговоры оказались безрезультатными, то Россия повысила цену до 230 $. В некотором роде привилегированное положение в газовом вопросе было у Белоруссии. К марту 2005-го года РФ объявила об увеличении цен на поставки. Однако уже к 4 апреля Путин пообещал оставить стоимость на прежнем уровне. Но после президентских выборов для Белоруссии вновь было объявлено о повышении цен. После продолжительных переговоров стоимость на 2007-2011 была установлена в размере 100 $.

Роль субъектов Содружества в нефтегазовых отношениях

Необходимо отметить, что наряду с прочим, в течение 2006-го года правительство России предпринимало усилия по образованию на основе СНГ некоторого союза. Предполагалось, что членами его должны были стать субъекты Содружества, так или иначе связанные системой газо- и нефтепроводов, признающих, кроме того, лидирующую роль РФ как монопольного поставщика энергетического топлива в Европу с постсоветского пространства. При этом сопредельные страны должны были либо выполнять задачи поставщиков собственного газа в российские трубопроводы, либо стать транзитной территорией. В качестве залога этого энергетического союза предполагался обмен либо продажа энерготранспортных и энергетических активов.

Таким образом, например, с Туркменией было достигнуто соглашение об экспортных поставках ее газа по трубопроводу "Газпрома". На территории Узбекистана происходит освоение российскими компаниями местных месторождений. В Армении в собственности "Газпрома" находится магистральный газопровод со стороны Ирана. Также достигнута договоренность с Молдавией о том, что местная газовая компания "Молдовгаз", половина которой принадлежит "Газпрому", осуществит дополнительно эмиссию акций, внеся в качестве оплаты газораспределительные сети.

Критические мнения

Что такое СНГ сегодня? Анализируя новейшую историю субъектов Содружества, нельзя не обратить внимания на обилие конфликтов различного уровня. Известны даже и военные столкновения - как меж-, так и внутригосударственные. По сей день неразрешенной остается проблема проявления национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции. Кроме того, до сих пор имеют место и экономические конфликты между РФ с одной стороны и Украиной и Белоруссией с другой.

Главной проблемой, требующей разрешения, является вопрос о сырьевых тарифах. Неоднократно РФ как наиболее крупный субъект Содружества (карта России и СНГ, показывающая это, представлена ниже), имеющий самый высокий экономический и военный потенциал, обвиняли в нарушениях фундаментального соглашения, в частности, договоренности о ведении разведдеятельности внутри территории.

С геополитической точки зрения, СНГ сегодня формально не имеет цели вернуться каким-либо образом в прошлое, во времена, когда все существующие на данный момент суверенные государства относились сначала к Российской Империи, а затем и к СССР. Между тем в действительности официальное руководство РФ как в своих речах, так и посредством СМИ зачастую озвучивает критику власти прочих субъектов Содружества. Чаще всего члены Международного объединения обвиняются в неуважении к прошлому, которое является общим, в действиях под влиянием развитых западных стран (США главным образом), а также реваншистских настроениях (в частности, представление событий 2-й Мировой войны в свете, противоречащем как общепризнанной мировой, так и советско-российской историографии).

Комментарии