Ирина Муравьева: биография, фильмография и личная жизнь (фото)

Народная артистка России Муравьева Ирина Вадимовна известна миллионам кинозрителей как неунывающая авантюристка Людмила Свиридова, провинциалка Нина Соломатина и как воспарившая над обыденностью инженер Надя Клюева. Судьбой ей была уготована творческая стезя. В театре Ирине Вадимовне посчастливилось играть с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Варварой Сошальской. Она снималась в фильмах с Кларой Лучко и Юрием Яковлевым. За роль Людмилы в кинофильме «Москва слезам не верит», полюбившаяся советскому зрителю актриса в 1981 году была награждена Государственной премией. Россия высоко оценила ее труд, она награждена многими правительственными наградами - Орденами: «Почета», «Дружбы», «Знак почета», «За заслуги перед Отечеством».

Рассказывая о себе, Ирина Вадимовна всегда подчеркивает, что главным в ее жизни все-таки является не кинематограф, а театр.

Детство, юность

Ирина Муравьева, «самая обаятельная» женщина, родилась в Москве 8 февраля 1949 года. Ее отец, военный инженер Вадим Сергеевич, познакомился с мамой Лидией Георгиевной во время Великой Отечественной войны, освобождая ее из плена. В семье Муравьевых было две дочери (Ирина младше сестры на два года).

Несмотря на вынужденную публичность, наша героиня, по своей сущности – очень скромный человек. Биография Ирины Муравьевой содержит много недосказанностей. Чувствуется, что актриса с уважением и любовью относится к своим близким людям и уважает их желания. К примеру, имя ее родной сестры нам так и не удалось найти ни в одном источнике информации. Это говорит о деликатности и воспитанности нашей героини.

Во время обучения в хамовницкой средней школе № 589 (информация случайно попала в интернет) у девушки родилась мечта – стать преподавательницей младших классов. Учиться нравилось, мотивация к учебе присутствовала. В семье царило строгое воспитание, созвучное с домостроем: сестер приучали уважать труд, нести ответственность за близких людей и за свои поступки, всячески поддерживался культ знаний.

Мама Лидия Георгиевна, как вспоминает актриса, была не только замечательной хозяйкой, «обшивающей» дочерей, она внимательно следила за их «моральным обликом», старалась, чтобы они всегда были «под присмотром». В частности, если сестры отправлялись на каток в Лужники, то мама была рядом, чтоб препятствовать «приставаниям» посторонних людей к своим девочкам.

Выбор профессии

Впрочем, уже в 15 лет Ирина Муравьева была вынуждена «подкорректировать» мечту: гуманитарная направленность взяла верх над общеобразовательным старанием (хотя училась прилежно), проснулась творческая натура, сначала сказалось «притяжение» литературы, а затем – театра. Путеводителем Ирины в неведомый мир сцены стала «Моя жизнь в искусстве» Станиславского - ее настольная книга. Девушка активно участвовала в спектаклях школьного драмкружка.

Драматическая студия ЦДТ

Актерская стезя встретила выпускницу школы терниями. Дважды (в 1966 и 1967 годах) Ирина пыталась поступить в московские театральные вузы, и два года подряд ей это не удавалось.

В Щукинском же училище будущей звезде рекомендовали «забыть об искусстве». (Кстати, тогда в «Щуку» поступила Наталья Гундарева, которую Ирина, как театрал, видела ранее в спектаклях.)

Возможно, кого-то бы такие провалы и сломили, но только не героиню нашей статьи. Могла ли биография Ирины Муравьевой не быть связанной с театром? Сама актриса отвечает на это: «Нет!» Она знала и чувствовала, что будет-таки актрисой и что справится с этим.

Осмыслив последнюю неудачу, она решила «набраться мастерства», остановив свой выбор на драматической студии при Центральном театре для детей. Здесь конкурс был не так высок, и к тому же набирали преимущественно московскую молодежь.

Центральный детский театр

После четырехлетнего обучения девушку в 1970 году приняли в театральную труппу.

Ирина Муравьева дебютировала на сцене в роли мальчишки Феди Дружинина, персонажа спектакля «2001 год» (по пьесе С. Михалкова). Репертуар актрисы ЦДТ был достаточно обширным и разнообразным: Любовь Шевцова из Фадеевской «Молодой гвардии», Виола из Шекспировской «Двенадцатой ночи», Шура Тычинкин из «Сомбреро» Сергея Михалкова, образ Вороны из Андерсеновской «Снежной королевы». Вот так, на ролях говорящих птичек, сорванцов-школьников и романтичных школьниц как на дрожжах возрастал творческий потенциал актрисы.

Через несколько лет театральной работы окружающим стало заметно, что на сцене с педантично тактичной и глубоко интеллигентной Ириной неизменно происходит метаморфоза: она превращается в поток живой энергии.

Но при этом в ней всегда присутствовало свое особое, трепетное отношение к юному зрителю. Глубоко индивидуально заканчивая очередной спектакль, актриса всегда прощалась со своими юными зрителями по-своему. Она просто просила их, чтобы те запомнили ее.

И так действительно случалось. Юные зрители, ставшие уже взрослыми людьми, через много лет, приветствуя ее, напоминали об этом.

Семейная жизнь

Семейная биография Ирины Муравьевой не похожа на биографические бестселлеры многих отечественных деятелей искусства, по которым, как полосы на уличном переходе, проходят: свадьба, развод, свадьба, развод…

В 1973 году она вышла замуж за режиссера ЦДТ Леонида Эйдлина, с которым впоследствии прожила в «согласии и в любви» 40 лет, воспитав двух сыновей: Даниила (1975 г. р.) и Евгения (1983 г. р.) Остается только недоумевать, как, несмотря на творческую работу, обеспечивала детям и уют, и воспитание, и должный присмотр Муравьева Ирина. Муж Леонид Данилович, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, шутя, хвастал: «Главное - уметь выбрать жену!» Их семью, где всегда царило взаимоуважение, можно назвать февральской: Леонид Эйдлин родился 2 февраля, сын Евгений – 6, Ирина Вадимовна - 8, сын Даниил - 15.

Смерть мужа

Повествуя об их тесном круге, к сожалению, приходится говорить в прошедшем времени: не так давно лишилась мужа Ирина Муравьева (смерть супруга наступила внезапно 16 феврвля 2014 года в возрасте 77 лет по причине инсульта).

Их дети выросли в теплой творческой семейной обстановке и пошли стопами родителей. Наверное, так и должно быть. Старший сын Даниил Эйдлин окончил Школу искусств (Блуа, Франция). Он - актер одной из парижских театральных студий и параллельно снимается в сериалах. Женат, воспитывает сына.

За плечами младшего - Евгения - продюсерский факультет ГИТИСа. Дети Муравьевой Ирины ее любят и с большим уважением относятся к ней. Они единодушны в том, что самая лучшая ее роль – это роль мамы. Ирина поддерживает теплые родственные отношения со своей сестрой. Они очень дружны и помогают друг другу.

Первая кинороль

Однако вернемся к творчеству. С чего началась фильмография Ирины Муравьевой? Условимся, что в целях «чистоты жанра» не будем при ответе на данный вопрос брать во внимание телеспектакли 1972-1973 гг., где Ирина Вадимовна сыграла немало ролей: Наташи в социальной драме Константина Худякова «Страница жизни», Бонки в музыкальной Сказке Панчо Панчева «Сказка о четырех близнецах, шестнадцатилетней девушки в спектакле о старшеклассниках, «Московских каникулах» Андрея Кузнецова.

Впрочем, «ключик» к ролям кинообразов, которые принесут ей всесоюзную кинематографическую славу, актриса Ирина Муравьева отыскала в телесериале. Мы имеем в виду подобную будущим киноролям по своей внутренней сути роль начинающего маляра Зинаиды Багляевой из телесериала «Разные люди».

Отметим, первым полнометражным фильмом с ее участием стал детектив Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (в котором актриса сыграла роль Сюзанны Бриггс). Премьера фильма состоялась в декабре 1974 г.

Работа в театре Моссовета

Проработав 7 лет в ЦДТ, Ирина Вадимовна, конечно же, ощущала рамки детского репертуара, поэтому в 1977 года она перешла в театр Моссовета. Вместе с тем, работая в нем, актриса на следующий год поступила, а через пять лет закончила курс О. Я. Ремиза в Государственном театральном институте им. Луначарского.

Актриса Ирина Муравьева в театре на ул. Большой Садовой сыграла ряд запоминающихся ролей, одна из них - Грушенька в драме, поставленной по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Также она играла в комедии Эмиля Брагинского «Комната», пьесе Валентина Черных «Превышение власти», комедии Павла Хоменского «На полпути к вершине», пьесе Рустама Ибрагимбекова «Дом на песке».

«Москва слезам не верит»

Приглашение Владимира Меньшова сниматься в художественном фильме «Москва слезам не верит» было редкой удачей. Это же надо, чтобы режиссеру, когда тот смотрел телевизор, запомнилась в телеспектакле игра Ирины Вадимовны! Попасть сниматься на «крутой» фильм с достойным бюджетом… Но когда Ирина Муравьева впервые увидела снятый фильм, то засомневалась, расстроилась и расплакалась. Ей казалось, что все, что делала на экране ее героиня Людмила, – это ужасно, вульгарно. (Естественная реакция действительно талантливого человека – сомневаться.)

Фильму Меньшова была уготована большая слава, а героиня нашей статьи, пожалуй, переиграла в нем всех (это наше субъективное мнение). Мало того, фильм признали и оценили в мире. В 1980 г. американцы наградили режиссера «Оскаром» (правда, заочно). А президент США Рональд Рейган, по рекомендации своих советников, перед первой встречей с Михаилом Горбачевым просмотрел его раз восемь, чтобы понять «загадочную русскую душу».

Фильмография Ирины Муравьевой

Сразу же после оглушительного успеха «Москвы…» у Ирины Вадимовны началась работа в музыкальной мелодраме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В 1981 г. миллионы зрителей увидели его премьеру.

Главная роль, бешеная нагрузка. Практически от одной лишь Ирины зависело, в какой степени «вдохнется жизнь» в этот фильм. Получилось. Срослось. Зрители увидели: эта актриса может все. 17-летняя провинциальная девушка Нина Соломатина, сыгранная 31-летней актрисой, была более чем убедительна.

А через четыре года последовал новый взлет - фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» и роль Нади Клюевой. Наконец-то она практически сравнялась в возрасте со своей героиней (той также тридцать лет). Мелодраматический сюжет, замечательный актерский ансамбль (Александр Ширвиндт, Татьяна Васильева, Владимир Носик) обеспечили картине успех. Однако ключевую роль в нем все-таки сыграла Муравьева Ирина.

Фильмы далее следовали один за одним (Ирина активно снималась вплоть до 90-х годов (в те годы в стране царил кризис и в киноиндустрии - также). По иронии судьбы, это случилось именно тогда, когда потенциал актрисы достиг наивысшей точки. Впрочем, невзирая ни на что, режиссеры ее приглашали сниматься и в те нелегкие времена. Среди ее работ в 90-е можно выделить следующие роли: Евгении (мелодрама «Эта женщина в окне», режиссер Леонид Эйдлин), Галины Кадетовой (мелодрама Л. Квинихидзе «Артистка из Грибова»), роль мамы Ксюши (комедия Александра Павловского «Зефир в шоколаде»), медсестры Веры (сериал «С новым счастьем!», режиссер Л. Эйдлин).

Сейчас Ирина Вадимовна снимается редко и избирательно. Достаточно критически относится к сценариям и современному кинематографу Муравьева Ирина. Фильмы она выбирает, откликаясь на предложения режиссеров, по каким-то своим внутренним принципам. Возможно, это оправдано: не надо «тратиться» на случайные фильмы. Среди ее киноработ последних лет – Анна Семеновна из комедии Елены Жигаевой «Самая лучшая в мире бабушка» (2010), эпизодическая роль в комедии Владимира Тумаева «Китайская бабушка» (2011). Обе эти роли отмечены премиями на VIII кинофестивале и на фестивале «Ника» соответственно.

Малый театр

Муравьева – человек с гармоничным сочетанием скромности, такта и достоинства. Она действительно универсальная актриса, ей по плечу все. Когда же ей в силу подковерных интриг в театре Моссовета попытались навязать роли неактуальные, серые, Ирина Вадимовна сказала режиссеру предельно ясно, что ее талант не соответствует его режиссуре и ушла.

С 1993 года она работает в Малом театре. Об этом Ирина мечтала: в полной мере проявить талант актрисы драматической. Зрители ходят «на Муравьеву». Она презентует им свои образы - помещицу Любовь Раневскую с ее чувством красоты, с ее цветущим вишневым садом, символом обновления и объединения, Ирину Аркадину из «Чайки» Чехова, Евлампию Купавину в «Волках и овцах» Островского.

Актриса действительно живет театром, предана ему, любит его безмерно.

Вера

Вопрос веры Ириной Вадимовной не обсуждается. Она верит, потому что верили ее родители, потому что до них верили их родители, потому что это – естественная для Русской Земли цепочка преемственности, которая не должна разорваться. Когда-то ее бабушка снабдила отца, провожая его на Отечественную войну, молитвой, зашив листок с ней в подкладку гимнастерки. И вернулся с фронта Вадим Сергеевич, вернулся без единого ранения…

Ирину крестили сразу же по рождении. В 2003 году актриса сыграла роль прихожанки Тимофеевны в 12-серийной картине Л. Эйдлина «Спас под березами». Автор этого телеромана в 12 главах - муж Ирины Вадимовны - донес зрителям живую и яркую историю о жизни церковного прихода. Игра в нем Ирины Вадимовны тепло оценена зрителями, ее квалифицируют как «исповедь добра», «пронзительное кино», находящее «отклик в душе».

Яркая актриса склонна равнодушно переносить «хвалу и клевету» и считает, что секрет счастья женского – в послушании, кротости, смирении, однако – при условии: если рано выйти замуж.

Вывод

Легко и приятно писать статью о таком светлом и талантливом человеке. Фото Ирины Муравьевой знакомы каждому. Русский народ ценит ее великолепную актерскую работу, ее замечательные кинофильмы.

Что можем мы, ее зрители, сказать ей? Наверное – то, что действительно хочется донести от души: высказать глубокое человеческое сочувствие ввиду кончины ее супруга Леонида Эйдлина, по-христиански пожелать Ирине Вадимовне стойко выдержать этот удар, а затем - далее продолжить свою достойную и яркую жизнь на радость детям, внукам и всем добрым людям, ценящим ее талант.

Комментарии
супер
Ирина Муравьева училась (1962-66 г.г.)
в школе № 35 Малый Савинский переулок дом 8А (Хамовники)