Витус Беринг: история великого мореплавателя

Витус Беринг был выдающимся датским мореплавателем на русской службе. Он совершил два исторических путешествия из Санкт-Петербурга на Камчатку в 1725-1730 и 1733-1743 годах. Эти чрезвычайно важные экспедиции положили начало освоению Россией Дальнего Востока.

Берингом был проложен морской путь вдоль северных берегов Сибири от запада на восток. Он открыл пролив между Азией и Северной Америкой, названный впоследствии в его честь Беринговым проливом. Также его именем названы море и острова в северной части Тихого океана.

Юность и начало службы

Витус Беринг родился 12 августа 1681 года в городе Хорсенс, Дания, в семье разорившейся аристократки Анны Педерсдаттер Беринг и таможенного работника Йонаса Свендсена Хальмстадта. С раннего возраста его обучали грамоте и правописанию. В 14 лет, после окончания школы, Витус записался в морской флот Нидерландов.

В 1703 году Беринг окончил кадетский корпус в Амстердаме и в том же году поступил на службу в Россию в чине подпоручика. После плавания в Ост-Индию он служил на Балтийском флоте во время Северной войны.

К 1710 году Беринг был переведен на Азовский флот, где командовал шнявой «Мункер» и участвовал в войне с Турцией. В 1711 году он уже командовал 8-пушечной шнявой «Таймалар» и провел судно по рекам Воронеж и Дон к Азовскому морю.

В 1712 Беринг вернулся на Балтийский флот, где дослужился до чина капитана. В 1713 году он женился на Анне Кристине Пюльзе в городе Выборг. Их брак продлился 28 лет и был очень счастливым.

Участие в Северной войне

После плавания в Ост-Индию Витус Беринг был направлен на службу в Российский Балтийский флот. Он прибыл в Россию как раз в разгар Северной войны со Швецией за господство на Балтике и контроль над прибалтийскими территориями.

Молодой и энергичный Беринг быстро проявил себя как способный морской офицер. Уже в 1707 году он был произведен в поручики, а к 1716 году дослужился до чина капитана 4 ранга и командовал линейным кораблем "Перл".

В ходе войны Беринг неоднократно принимал участие в крупных морских сражениях со шведским флотом, проявляя храбрость и рассудительность. Особенно отличился в сражении при Гангуте в 1714 году - крупнейшей морской победе России в истории.

  • В этом сражении русская эскадра под командованием Петра I разгромила превосходящий шведский флот.
  • Беринг командовал линейным кораблем и лично взял на абордаж и захватил шведский фрегат.
  • За проявленную храбрость он был награжден орденом св. Андрея Первозванного.

Участие в Северной войне и морские победы окончательно принесли Берингу славу и известность при дворе Петра I. Император не раз отмечал заслуги талантливого датчанина на русской службе.

Первая Камчатская экспедиция

После присоединения Камчатки к России в 1714-1716 годах, Петр I решил организовать экспедицию для поиска морского пути между Россией и Северной Америкой. Руководителем этой экспедиции был назначен Витус Беринг.

Секретная инструкция императора поручала Берингу построить два корабля, отправиться вдоль азиатского побережья на восток, найти пролив или перешеек между Азией и Америкой, а затем исследовать североамериканское побережье.

В 1725 году отряд Беринга отправился в путь из Санкт-Петербурга через всю Сибирь на восток. Это заняло два года. На Камчатке был построен 14-пушечный бот "Святой Гавриил", на котором в июле 1728 года экспедиция и вышла в море.

За два навигационных сезона было исследовано около 3,5 тысяч километров северного побережья России. Беринг обогнул Камчатку, нанес на карту множество географических объектов, но так и не смог найти перешеек между Азией и Америкой.

Организация Второй Камчатской экспедиции

Несмотря на то, что Витусу Берингу не удалось найти сухопутный перешеек между Азией и Америкой, он оставался уверен, что эти материки расположены сравнительно близко друг от друга.

По возвращении из Первой Камчатской экспедиции в 1730 году Беринг представил Петру I докладные записки с планами дальнейших исследований северо-восточного побережья Азии и поиска морского пути к Америке.

Император одобрил эти планы, но вскоре скончался. Тем не менее, в 1733 году Беринг получил высочайшее поручение возглавить Вторую Камчатскую экспедицию, целью которой вновь стал поиск Америки.

  • Ему предстояло второй раз преодолеть всю Сибирь до Камчатки по суше;
  • Построить там новые суда;
  • Доплыть до американского побережья и исследовать его.

Однако из-за противодействия местных властей подготовка экспедиции затянулась на много лет. Лишь к 1740 году на Камчатке были построены два пакетбота, получившие названия "Святой Петр" и "Святой Павел".

Открытие Аляски и Алеутских островов

4 июня 1741 года два пакетбота Второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова вышли от берегов Камчатки на поиски Северной Америки.

Из-за шторма и плотного тумана 20 июня суда потеряли друг друга из виду. Беринг на "Святом Петре" пошел на восток и 16 июля достиг западного побережья Аляски в районе горы Святого Ильи.

Это стало официальным открытием Аляски русскими мореплавателями и важнейшим географическим открытием Витуса Беринга. Он доказал, что Азия и Америка - отдельные материки, разделенные проливом.

Затем Беринг направился на юг вдоль побережья Аляски. В августе его экипаж открыл группу необитаемых островов, которая позже получила название Алеутских.

Однако из-за цинги среди команды и повреждений корабля дальнейшее плавание было прервано. 5 ноября "Святой Петр" выбросило на необитаемый остров у восточного побережья Камчатки.

Гибель Беринга на острове

После выбрасывания на остров 5 ноября 1741 года, экипаж Витуса Беринга оказался в тяжелейшем положении. Началась суровая зима, не хватало еды и теплой одежды, цинга продолжала косить моряков.

Сам Беринг тяжело заболел еще во время плавания. Едва держась на ногах, он проявил поистине великую заботу о своих людях - руководил строительством зимовья из обломков судна, распределял последние припасы:

  • Морякам и офицерам доставались лучшие куски, командир ел испорченное мясо с подгнившей падалью.
  • Больных он навещал каждый день, ободрял, делился теплыми вещами.

Когда 8 декабря 1741 года Витус Беринг скончался на руках у своего помощника Стеллера, из 78 человек экипажа в живых оставалось не более десяти.

Лишь в августе следующего года оставшиеся моряки сумели построить новое судно из остова старого и покинуть остров, впоследствии названный именем Беринга.

Признание заслуг Беринга

После трагической гибели Витуса Беринга прошло довольно много времени, прежде чем его заслуги перед Россией и мировой наукой были по достоинству оценены и признаны.

Лишь после публикации отчетов и дневников участников Второй Камчатской экспедиции стало известно о реальном вкладе Беринга в исследование Тихоокеанского Севера.

Огромную роль сыграли труды выдающегося русского академика Герхарда Миллера, который первым собрал, обобщил и проанализировал все известные сведения о плаваниях Беринга.

Настоящую же славу Витусу Берингу принесла экспедиция английского мореплавателя Джеймса Кука в 1778 году. Именно Кук предложил назвать пролив между Азией и Америкой Беринговым проливом, отдав должное первооткрывателю.

В наши дни именем этого великого датчанина, ставшего россиянином, названы море, острова, пролив и многие другие географические объекты на карте северной части Тихого океана.

Памятники Берингу в России

Первый памятник Витусу Берингу был установлен в городе Петропавловск-Камчатский, который Беринг основал в 1740 году. Это чугунная плита с надписью «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Витусу Берингу». Памятник напоминает о роли Беринга в исследовании и освоении Камчатки.

В 2010 году в честь 270-летия со дня рождения Беринга в городе Тюмень была установлена скульптурная композиция «Великим Камчатским экспедициям». Центральной ее частью является бронзовый памятник Берингу. Рядом возвышается парусник, напоминая о мореплавательских заслугах Беринга.

Еще один памятник установлен в 2016 году на острове Беринга в селе Никольское. Это бронзовая скульптура работы И.П. Вьюева. Памятник напоминает о пребывании Беринга на острове и о его трагической гибели в 1741 году.

В России установлено несколько памятников Витусу Берингу, увековечивающих память о великом мореплавателе и исследователе Камчатки и северных морей.

Наследие Беринга

Витус Беринг оставил после себя богатое наследие в истории мореплавания и географических открытий. Благодаря его экспедициям были нанесены на карту обширные территории северо-восточной Азии и северо-западной части Северной Америки. Берингом и его командой были открыты Алеутские острова, Командорские острова, пролив между Азией и Америкой, ныне носящий его имя.

Именем Беринга названо множество географических объектов, в том числе море, пролив, острова, горы, мысы, бухты. Берингово море отделяет Россию от Аляски, простираясь от Берингова пролива на юге до Чукотского моря на севере. Берингов пролив соединяет Тихий и Северный Ледовитый океаны между мысами Дежнева и Принца Уэльского. Остров Беринга - крупнейший из Командорских островов.

В научной литературе северо-восточная часть Евразии и северо-запад Северной Америки, соединявшиеся в древности сушей, называют Берингией. Этот регион имел важное значение в заселении Америки человеком.

Беринг внес огромный вклад в изучение и освоение Сибири и Дальнего Востока России. Благодаря открытию пути на Камчатку и Алеутские острова стало возможно основание русских поселений на берегах Тихого океана.

Беринг проложил морской путь из Европейской части России на Дальний Восток, что имело большое значение для освоения этого обширного региона. Результаты экспедиций Беринга во многом определили дальнейшее развитие российского Дальнего Востока и российско-американских отношений.

Витус Беринг вписал яркую страницу в летопись мировых географических открытий и внес неоценимый вклад в изучение и освоение северо-восточной Азии и российского Дальнего Востока. Его имя навсегда останется в истории России как великого мореплавателя и первопроходца.

Беринг в массовой культуре

Витус Беринг, как выдающийся первооткрыватель и мореплаватель, неоднократно становился героем произведений литературы и искусства. Его имя увековечено в географических названиях, памятниках, музейных экспозициях.

Образ Беринга появляется в художественных и документальных фильмах, посвященных истории освоения Русской Америки и Русского Дальнего Востока. Среди таких кинолент можно назвать «Витус Беринг» (1949 год), «Капитаны Берингова моря» (1975), «Беринг - человек, открывший дорогу» (2018), а также научно-популярные фильмы «По следам Беринга», «Великий северный путь».

Жизни и судьбе Беринга посвящены несколько документальных книг. В частности, можно отметить биографию «Витус Беринг. Слепая судьба» А. И. Алексеева, книгу Б. П. Полевого «Витус Беринг», а также научно-популярные издания «Витус Беринг. Открытие пролива» М. И. Белова, «Одиссея Витуса Беринга» Б. Г. Федорова.

Образ Беринга присутствует в художественной литературе. Он появляется в исторических романах А. Н. Стрижева «Архипелаг смерти», Ю. Н. Коринца «Земля за Великой рекой», Р. Штильмарка «Огненная земля». Беринг становится персонажем приключенческих повестей В. Каверина «Два капитана», В. Обручева «Земля Санникова», Л. Лагина «Старик Хоттабыч».

Образ Беринга вдохновлял художников на создание живописных полотен. Среди таких работ выделяются картины В. Т. Лобанова «В. Беринг на берегу неведомой земли», Г. И. Семирадского «Берингов пролив», А. П. Левитана «Могила Беринга».

Памятники Берингу установлены в разных городах России, в том числе в Петропавловске-Камчатском, Москве, Тюмени. Музей Беринга действует в Петропавловске-Камчатском. Также экспозиции и материалы, посвященные Берингу, представлены в краеведческих музеях Анадыря, Якутска, других городов.

Именем Беринга названы улицы во многих российских городах, а также географические объекты, включая море, пролив, острова. Это свидетельствует о том, что Витус Беринг навсегда вошел в историю России как выдающийся мореплаватель и первооткрыватель.

Витус Беринг является значимой исторической фигурой, чей образ широко представлен в массовой культуре. Беринг вдохновлял писателей, художников, кинематографистов на создание произведений, увековечивших память о его великих географических открытиях и заслугах перед Россией.

Комментарии