На какие вопросы отвечают падежи? Вопросы творительного падежа. Вопросы предложного падежа

Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или множественное число, женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются имена существительные, прилагательные, местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Основные падежи русского языка

Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

Именительный падеж

Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая форма слова является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

Никита – мой сын; Александр Васильевич – директор.

Также всегда в именительном падеже стоит главный член односоставного предложения и обращение. Например:

Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

Родительный падеж

Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

  • в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
  • если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

  • принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
  • отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
  • оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

Дательный падеж

Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

Например:

Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

Винительный падеж

Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному – что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

Например:

Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

Целое лето, каждая минута, каждый год.

Творительный падеж

Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью.

Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

Бил собаку (чем?) палкой.

Старик подперся (чем?) ладонью.

Дорога вела (чем?) лесом.

Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

  • орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
  • действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
  • содержание самого действия: заниматься немецким языком;
  • определительное значение: колбаса колечком, пение басом.

При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

Он был сильный умом и известен своими открытиями.

Предложный падеж

Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе – предложный.

Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?). Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

Употребление предлогов со словами в предложном падеже

Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:

  • о, об, обо - обозначение предмета, о котором идет речь: мысли о тебе;
  • в, во – указывает на предмет, время, место и пространство: в полночь, в коробке, во всей красе и так далее;
  • на – используется для указания на место, где что-то находится или происходит: на столе, на вокзале;
  • при – употребляется для уточнения вблизи чего или в присутствии кого находится предмет, о котором идет речь: при дороге, при царе Горохе.

Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

ПадежПредлогЗначениеПример
Родительныйвокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательныйк, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительныйв, за, науказывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительныйпод, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

Склонение имен существительных и прилагательных
ПадежВопросИмя существительноеВопросИмя прилагательное
Именительныйкто? что?цветочеккакой?аленький
Родительныйкого? чего?цветочкакакого?аленького
Дательныйкому? чему?цветочкукакому?аленькому
Винительныйкого? что?цветочеккакой?аленький
Творительныйкем? чем?цветочкомкаким?аленьким
Предложныйо ком? о чем?о цветочкео каком?об аленьком

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Склонение числительных по падежам
ПадежПадежный вопросВопрос для числительногоЧислительное
Именительныйкто? что?сколько? какой?

шесть

двое

восьмой

восьмая

восьмое

Родительныйкого? чего?скольких? какого?

шести

двоих

восьмого

восьмой

восьмого

Дательныйкому? чему?скольким? какому?

шести

двоим

восьмому
восьмой
восьмому

Винительныйкого? что?сколько? какого?

шесть

двоих

восьмого

восьмую

восьмого

Творительныйкем? чем?сколькими? каким?

шестью

двоими

восьмым

восьмой

восьмым

Предложныййо ком? о чем?о скольких? о каком?

о шести

о двоих

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

Комментарии