Дэвид Финчер: творческая биография одного из самых ярких режиссеров Голливуда

Дэвид Финчер (полное имя Дэвид Эндрю Лео Финчер ) - американский режиссёр, родился 28 августа 1962 года в городе Денвер, штат Колорадо.

В детстве Дэвид ежедневно бегал в ближайший кинотеатр, где смотрел по нескольку раз одни и те же фильмы. А после просмотра вестерна "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" восьмилетний подросток стал просить отца купить ему кинокамеру. Получив в подарок самую простую восьмимиллиметровую камеру, Дэвид принялся снимать свои собственные фильмы. Увлечение вскоре переросло в творчество, близкое к профессиональному, любительские съемки юного кинооператора становились все интереснее. А когда Финчер начал снимать неподвижные эпизоды, он понял, что для этого требуется специальная система станков и опор. И будущий режиссёр решил набираться опыта у профессионалов.

Рабочий сцены

Дэвид устроился рабочим на киностудию короткометражных фильмов, чтобы быть поближе к оборудованию для киносъемки. В его обязанности входили установка и демонтаж кинокамер, а также всего технического оборудования, включая кресло режиссёра. Старательный молодой человек вскоре стал незаменимым помощником для всей съемочной группы, включая самого режиссёра. Операторы охотно делились с любознательным Дэвидом секретами своей профессии, а он на месте изучал технику кинопроизводства.

Кумир Джордж Лукас

В 1980 году на экраны вышел фильм Джорджа Лукаса "Звездные войны", и Финчер целыми днями не выходил из кинотеатра. Он решил во чтобы то ни стало познакомиться со знаменитым режиссёром и в 1982 году поступил на работу в компанию, производящую спецэффекты для кино, которая принадлежала Лукасу. Таким образом Дэвиду удалось принять участие в производстве фильмов "Возвращение Джедая" и "Индиана Джонс". Впоследствии фильмы Дэвида Финчера будут чем-то схожи с работами Джорджа Лукаса.

Рекламные ролики

В 1984 году для Финчера открылась возможность самостоятельной работы, где он уже мог применить свои знания и мастерство. И хоть это были всего лишь рекламные ролики для телевидения, Дэвид занялся съемками. Бьющая через край креативность режиссёра сразу приклекла к нему внимание, посыпались заказы. Все проекты Финчера отличались новизной решений, а главное они были профессиональными с технической точки зрения. Компании, такие как Nike и Revlon, Lewi's и Coca-Cola, выстраивались в очередь к режиссёру.

Музыкальные клипы

Спустя два года Дэвид Финчер устроился в студию Propaganda Films, которая занималась производством дорогих музыкальных клипов. Первым видеоклипом режиссёра стал "Janie's Got A Gun" для группы Aerosmith. Затем последовал клип "Love Is Strong" по заказу Rolling Stones и "Freedom" для Джорджа Майкла. А когда к Дэвиду обратилась Мадонна с просьбой сделать для нее два видеоклипа на хиты "Vogue" и "Bad Girl", он был польщен. Клипы для певицы получились стильными и образными.

Дебют в большом кино

Однако, занимаясь музыкальными видеоклипами, Дэвид Финчер планировал в ближайшем будущем заняться кинопроектами. И в 1992 году у режиссёра состоялся дебют в большом кино. Он был утвержден на фильм "Чужой-3", который стал прямым продолжением фантастического боевика "Чужой" в постановке Ридли Скотта и "Чужие" режиссёра Джеймса Камерона. Дебют Финчера не обошелся без выяснения отношений с менеджментом киностудии "20-й век Фокс", в которой посчитали, что режиссёр излишне серьезно трактует сценарий, а сам Дэвид Финчер заявил о слабости этого сценария. В итоге, поссорившись с руководством студии, Финчер ушел. Съемки кое-как завершили без него, но успеха фильм не имел и едва избежал кассового провала.

Триумф режиссёра

Режиссёр решил отдохнуть от своего непростого дебюта в большом кино и вернулся на время к музыкальным клипам. Он снимал короткометражки и рекламные ролики до 1995 года, пока киностудия "New Line Cinema" не предложила ему режиссёрское кресло для работы над психологическим триллером под названием "Семь". Дэвид Финчер согласился после долгих раздумий, но фильм о семи днях из жизни двух детективов, преследующих серийного убийцу, снял. Фильм стал триумфом Финчера, кассовые сборы более чем в десять раз превысили затраченные средства. В центре сюжета Джон Доу, серийный убийца, карающий своих жертв за смертные грехи, которые упоминаются в Библии. Фильму не повредило даже отсутствие традиционного хэппи-энда, так любимого американцами. Имя режиссёра Дэвида Финчера стало известно каждому кинозрителю.

"Игра"

В 1997 году Дэвид Финчер, "Игра" которого является классическим примером фильма-триллера, снял Майкла Дугласа в главной роли. Картина как бы продолжала линию предыдущего сюжета о серийном убийце. Персонаж Майкла Дугласа никого не убивает, но рискует погибнуть в игре, придуманной самим дьяволом. Николас Ван Ортон, успешный человек, у которого все есть, нет только духовной опоры в жизни, предрасположен к гибели. Его отец покончил с собой в возрасте 48 лет, а Николасу 48 лет должно исполниться на днях, и он тоже чувствует непреодолимое желание отправиться на тот свет.

Спорные фильмы режиссёра

Самым громким и спорным кинопроектом Финчера считается фильм "Бойцовский клуб", снятый режиссёром в 1999 году на киностудии "20-й век Фокс". Главную роль сыграл Брэд Питт, с которым Дэвид уже успел подружиться. Герой кинофильма Тайлер Дерден противопоставляет себя обществу и ведет с ним непримиримую борьбу, зачастую незаконными методами. В этом персонажу помогает и сам режиссёр, включивший на полную мощность свой сатирический талант. В результате Финчера обвинили в пропаганде насилия и разрушительного вандализма. Негативная критика фильма сказалась на домашнем прокате и отчасти на прокате в кинотеатрах. И вновь имел место небольшой спор с менеджерами студии, которые предъявили претензии режиссёру в превышении бюджетной суммы. Тем не менее, в целом "Бойцовский клуб" нашел своего зрителя, а позже выровнялась ситуация и с видеокассетами, их продажи выросли.

Споры с финансовым корпусом киностудии "20 век Фокс" в конце концов надоели Финчеру, и следующий свой фильм, триллер под названием "Комната страха" с Джуди Фостер в главной роли, он решил снимать хоть и на другой студии, но в строгом соответствии с рамками бюджета, чем заслужил похвалу бухгалтеров, но вызвал недовольство простых зрителей, так как стала заметна анемичность постановки. Кинозритель, привыкший к размаху спецэффектов, не хотел мириться с серой действительностью новой картины. Однако недовольство продолжалось ровно до того момента, пока на экране не появились кадры, сделанные с применением компьютерных технологий. Всем очень понравились путешествия кинокамеры сквозь стены или проникновение через замочную скважину. Героиня фильма хорошо вписывалась в новый стиль картины и была одним целым с происходящими в комнате событиями.

Детективы и фантастика

В начале 2007 года на экраны вышел новый фильм "Зодиак", снятый Дэвидом Финчером на основе реальных событий, происходивших в Сан-Франциско в конце шестидесятых годов. Картина рассказывает о серийном убийце по прозвищу Зодиак, расчетливом и безжалостном преступнике, совершившем около сорока убийств за 12 лет. Дело было крайне запутано, полиция никак не могла напасть на след Зодиака, хотя он особо и не прятался. К тому же убийца после каждого нападения отправлял своеобразный отчет о своих действиях в газеты. Финчер, движимый профессиональным интересом, провел полтора года в архивах, пытаясь разобраться в каждом убийстве. Однако ему не удалось узнать ничего нового, и в конце концов режиссёр снял фильм, основываясь на наиболее известных фактах.

Затем Дэвид Финчер начал производство фильма "Загадочная история Бенджамина Баттона", премьера которого состоялась в декабре 2008 года. Главные роли в кинокартине, которая является экранизацией одноименного рассказа Скотта Фитцджеральда, исполнили Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Герой фильма Бенджамин Баттон молодеет с каждым годом, его биологические часы пришли в негодность и теперь он проживает жизнь наоборот, не стареет, а становится молодым. Вновь в постановке использовались новейшие компьютерные технологии, а поскольку актеров, похожих на Брэда Питта найти оказалось делом непростым, его лицо накладывалось на всех дублеров, а их было несколько десятков. Дэвид Финчер с задачей справился, ему помог опыт клипмейкера, ведь когда-то подобные фокусы режиссёр проделывал с персонажами в рекламных роликах, рассказывающих о попкорне. Фильм собрал бепрецедентное количество премий и номинаций, одних только "Оскаров" было 13-ть.

Собственный стиль режиссёра

В настоящее время Дэвид Финчер, фильмография которого уже содержит около 20 картин, готовит к съемке новые кинопроекты. У режиссёра свой собственный, неповторимый стиль. Его манеру снимать кино можно сравнить с литературным стилем американского писателя Уильяма Фолкнера, который, начиная повествование, сразу прокладывает целую сеть сюжетных ответвлений, и в какую бы ветвь читатель не зашел, он обязательно окажется в центре событий. Так и у Финчера - режиссёр плетет паутину, а актеры об этом не подозревают, просто делают свою работу, а потом оказывается, что эта работа похожа на тонкие кружева, сплетенные из тончайшей сюжетной нити. В этом и заключается настоящее искусство истинного художника, каковым и является Дэвид Финчер, режиссёр от бога.

Комментарии