Виктор Степанов: биография и фильмография актера
Этого актера зрители запомнили как исполнителя роли Михаила Ломоносова в многосерийном фильме 1986 года. Его волевое и какое-то по-народному породистое лицо заметили в ярком и талантливо выписанном образе поселкового оперуполномоченного поздних сталинских лет из картины «Холодное лето 53-го...». Фильмография Виктора Степанова поражает своей длиной, особенно если знать, что дебютировал в кино актер в 36-летнем возрасте. А прожил всего 58.
Далекий Сахалин
Велика Россия. На одном ее конце восходит уже солнце, а на другом – еще глубокая ночь. Но не только размеры грандиозны, везде рождаются и живут талантливые люди. 21 мая 1947 года на Сахалине, в Северо-Курильске родился будущий актер Виктор Степанов. Биография его началась в этих отдаленных от европейской части России местах, детство прошло в Сердобске. Семья была большой, в ней росло пятеро детей. Красоты Сахалина и Курил, по всей видимости, повлияли на формирование характера и мироощущения будущего актера.
Сахалинская область в те годы была очень дальней провинцией. Очень многие бытовые блага, обычные для жителей Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и просто больших городов европейской части Советского Союза, людям, жившим там, казались роскошью. Остается догадываться, каких усилий стоило многодетной матери Степанова создать условия для гармоничного развития своих детей. Судя по результату, она заслуживает самых высоких похвал. Актерская работа всегда требовала знаний, силы характера, да и просто человеческой мудрости. Поступить в Институт культуры, да еще и на режиссерский факультет, было очень непросто, но именно такую цель поставил себе Виктор. И знаний, и воли ему хватило.
Города и театры
Виктор Степанов избрал профессию режиссера, для овладения ею он поступил в Тамбовский филиал Московского института культуры и окончил это учебное заведение в 1972 году. Затем были многие годы работы в театрах в разных городах. Тамбов, где он учился, Южно-Сахалинск в родном крае, а также Новгород стали географическими пунктами, в которых артист проходил профессиональную школу.
Спустя многие годы, во время ленинградских гастролей, руководство «Ленкома» обратило внимание на фактурную внешность артиста, и его пригласили в труппу. Произошло это уже в 1991 году. Свой талант актер раскрыл практически сразу, и за время своей театральной карьеры успел сыграть множество ярких ролей.
Удивительно не то, что Виктор Степанов стал работать в одном из лучших советских театров, а то, что произошло это в столь зрелом возрасте. И все же это прекрасно. Как в таких случаях принято говорить, лучше поздно, чем никогда.
Пик кинематографической славы
Серьезным дебютом в кинематографе стала роль в историческом фильме про академика Ивана Павлова, снятом в 1984 году. До того был небольшой эпизод в «Суете сует», но сам Виктор Степанов ему большого значения не придавал. Крупная фигура и волевое лицо задавали актеру определенное амплуа. Его персонаж мог быть мужиком, но уж никак не простым, военачальником или фигурой исторической. В кино конца восьмидесятых – начала девяностых такой образ был востребован. Правдоискатель Петр Луцик из «Окраины», Бахыт Килибаев из «Гонгофера», генерал из «Люцифера», Вареный из "Последнего дела", - эти и другие роли добавили популярности артисту, уже известному всем по «Михайле Ломоносову». Востребованность была настолько высокой, что однажды сниматься пришлось в одиннадцати картинах одновременно. Казалось, что успеть все невозможно, но артист Виктор Степанов не подвел ни одного режиссера.
Ломоносов
Талант - это способности, подкрепленные трудом. Внешность тоже его часть, и ею актер был одарен щедро. Настоящий русский богатырь, такой, каким его изображали художники (Константин Васильев, например), - вот образ, к которому была применима уникальная фактура. Великану и играть великанов, так решили режиссеры, и не ошиблись. Исторические фильмы с участием Виктора Степанова повествовали о нелегком пути России, эпохах, в которые решалось ее будущее. Кроме М. В. Ломоносова ему довелось создать образы Ермака Тимофеевича и Петра Великого, а также собирательные характерные роли людей, участвовавших в судьбоносных событиях.
К сожалению, работа над «Ермаком» имела для актера последствия, пагубно сказавшиеся на его здоровье.
От Малюты до Шаляпина
Фильмы с Виктором Степановым отражают и другие страницы многовековой русской летописи. По количеству эпических ролей мало найдется актеров, которым посчастливилось так поработать в жанре исторического кино. В фильме «Война» он успешно создал образ командира, удался ему Малюта («Гроза над Русью», 1992) и великий бас Федор Шаляпин («Под знаком Скорпиона» 1995). Режиссеру Виталию Мельникову («Царевич Алексей», 1996) буквально приходилось сдерживать актера, который пытался донести образ великого самодержца-реформатора так, как он его понимал, что несколько расходилось с общей концепцией картины, в которой Петр I все же соответствовал каноническому историческому пониманию его роли.
Отрицательное обаяние Малюты Скуратова передано актером так, что зритель уже не воспринимает этого исторического персонажа в качестве банального злодея. Образ этот особенно удался Степанову, он вложил в него определенный трагизм, позволяющий судить об этой неоднозначной фигуре каждому по-своему.
Холодное лето
Собственно, и «Холодное лето...» тоже можно отнести к историческим фильмам. Сюжетная линия этого фильма развивается на фоне вполне реальных событий, в картине очень тщательно прописана фактура фона, бытовые подробности, а милиционер Манков – настоящий советский офицер, убежденный в своей правоте (хотя иногда и ошибочно), очень искренний, готовый выполнять долг в любых обстоятельствах. Он точно знает, что «напрасно у нас никого не сажают», но и человеческие эмоции ему не чужды. Даже то, как он поет про перелетных птиц, выдает в нем настоящего патриота, любящего всю Россию, от Курил до Бреста, так же как и сам Виктор Степанов. Фото всех его персонажей, и попавших на экран, и несостоявшихся, демонстрируют способность вжиться в каждый из предлагаемых исторических образов, но в некоторых случаях создается впечатление, что мундир ему как бы немного жмет, и дело здесь совсем не в размере одежды. Просто сам актер уж больно велик.
Первая жена
Виктор Степанов – очень красивый актер. Зритель может любоваться и его игрой, и той мощью, энергией и мужественностью, которая исходит от самой его внешности, Нет сомнения в том, что его любили многие женщины, однако сведений о его скандальных романах нет. По всей видимости, у актера были очень твердые моральные принципы. Два десятилетия Степанов прожил с первой женой, Элей. К великому сожалений, Бог не дал этой паре детей. После развода она проживает в Тамбове, о ней известно, что часто ходит в церковь.
Последние годы
Оставшись холостяком, Виктор Степанов с головой окунулся в работу, и однажды, во время съемок в Киеве, на студии им. Довженко, повстречал Наталью, работавшую там костюмером. С ней, в доме, построенном недалеко от столицы Украины, он и прожил все оставшиеся годы, почти не разлучаясь (за исключением поездок на Камчатку и в Японию).
Пара растила приемного сына Никиту, покойный отец которого был другом Виктора Степанова. Омрачала жизнь этой семейной пары тяжелая болезнь актера, ставшая последствием травмы, полученной на съемках фильма «Ермак». Падение с лошади, повреждение позвоночника вызвало злокачественное образование, медленно убивавшее артиста.
Описывать мучения, испытываемые онкобольными, бесполезно. Страдания физические усугубляются чувством обреченности. Но не таков был этот человек, чтобы предаваться унынию. Он продолжал творить, хотя были случаи, когда на съемочную площадку его приносили на руках.
Не мысля жизни без искусства, Виктор Степанов превозмогал боль и продолжал сниматься в кино. Эта борьба продолжалась двенадцать лет. Последняя роль была исполнена им за месяц до смерти. Фильм назывался «А жизнь продолжается»…
В конце декабря 2005 года в киевской Ильинской церкви отпевали русского актера. Попрощаться с ним пришли многие люди, и имеющие отношение к искусству, и обычные граждане, любившие Степанова и тех, чьи образы он сумел создать.