Новые параметрические методы ценообразования: революция в установлении цен

Хотите ли вы переплачивать за товары и услуги? Конечно, нет! Именно поэтому мы расскажем вам о новых параметрических методах, которые помогут точно устанавливать обоснованные цены.

Что такое параметрические методы ценообразования

Параметрические методы ценообразования - это разновидность расчетных методов определения цены, основанных на сравнении параметров аналогичных товаров и услуг.

Они применяются для товаров, входящих в параметрический ряд - группу однородной продукции с одинаковыми потребительскими свойствами, но разными количественными значениями этих свойств.

Цена каждого нового товара параметрического ряда рассчитывается путем корректировки цены принятого за базу образца, с учетом соотношения значений их параметров.

Основные параметры, влияющие на ценообразование

На цену товара в рамках параметрического ряда влияют следующие ключевые параметры:

  • показатели качества и потребительских свойств;
  • технические и эксплуатационные характеристики;
  • затраты на производство и реализацию.

Как формируется параметрический ряд товаров

Для применения параметрических методов ценообразования необходимо сформировать параметрический ряд товаров по следующим критериям:

  1. Удовлетворение одинаковой потребности
  2. Идентичность физико-химического состава
  3. Однотипность технологических процессов
  4. Сопоставимость технических показателей

Например, в целлюлозном производстве в один параметрический ряд объединяют марки целлюлозы, полученные одним способом - сульфатным или сульфитным.

Метод удельной цены

Метод удельной цены основан на определении цены исходя из одного главного параметра качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены базового товара на его основной параметр.

Затем по удельной цене и значению параметра нового товара вычисляется его цена. Например, если удельная цена базового двигателя 10 кВт составляет 100$/кВт, то цена нового двигателя мощностью 15 кВт будет равна 15*100 = 1500$.

Порядок применения метода удельной цены

  1. Определить базовый товар параметрического ряда
  2. Рассчитать удельную цену базового товара (цена товара / значение основного параметра)
  3. Умножить удельную цену на значение аналогичного параметра нового товара

Достоинства и недостатки

К плюсам метода относится простота расчетов и возможность быстро получить ориентировочную оценку.

Основной минус - учитывается только один параметр товара, влияние других факторов игнорируется. Это может привести к ошибочной цене.

Балловый метод ценообразования

Балловый метод основан на использовании экспертных оценок значимости различных параметров товара в баллах.

Цена нового товара рассчитывается исходя из соотношения сумм баллов по новому и базовому образцу.

Принцип работы баллового метода

  1. Эксперты оценивают параметры базового и нового товара в баллах
  2. Рассчитывается сумма баллов по каждому товару
  3. Цена нового товара = Цена базового товара * (Сумма баллов нового товара / Сумма баллов базового товара)

Например, если сумма баллов новой модели холодильника на 20% больше, чем у базовой модели стоимостью 20000 руб., то цена нового холодильника составит 24000 руб.

Особенности применения в разных отраслях

Параметрические методы ценообразования используются во многих отраслях промышленности, где выпускается технически сложная продукция с разнообразными характеристиками.

Это позволяет наиболее полно учесть различные факторы, влияющие на цену. Особенно эффективен балловый метод при ценообразовании на продукцию легкой промышленности - мебель, одежду и т.д.

Агрегатный метод ценообразования

Агрегатный метод основан на суммировании цен отдельных конструктивных элементов и узлов изделия с учетом затрат на сборку.

Он часто используется при ценообразовании на технически сложные изделия - автомобили, станки, бытовую технику.

Порядок использования в производстве

  1. Определить перечень основных конструктивных элементов нового изделия
  2. Рассчитать суммарную стоимость всех элементов
  3. Добавить затраты на сборку изделия
  4. Учесть необходимую прибыль

Например, цена нового станка = стоимость узлов А, Б, В + затраты на сборку + 20% прибыли.

Плюсами являются высокая точность расчетов и учет большого количества факторов. К минусам относится высокая трудоемкость сбора исходных данных о стоимости всех элементов.

Метод регрессионного анализа

Метод регрессионного анализа основан на построении математических моделей зависимости цены от совокупности параметров товара.

  1. Собрать статистические данные о ценах и параметрах товаров параметрического ряда
  2. Построить уравнение регрессии, связывающее цену и параметры
  3. Рассчитать цену нового товара, подставив его параметры в полученное уравнение

Например, цена целлюлозы Ц = 19210 + 17,5х1 + 0,3х2 - 0,4х3 - 1,1х4, где х1, х2, х3, х4 - ее параметры.

Особенности применения на практике

Для успешного использования метода регрессии необходимы глубокие знания математической статистики и большой объем исходных данных для анализа.

Полученные модели нуждаются в постоянной корректировке по мере изменения рыночной конъюнктуры.

Для корректного выбора метода ценообразования необходимо учитывать:

  • Отраслевую специфику
  • Ассортимент и номенклатуру продукции
  • Наличие квалифицированных кадров
  • Требуемую точность расчетов

Рекомендации по применению разных методов

Метод удельной цены эффективен для простой продукции с одним основным параметром.

Балловый метод удобен при большом количестве разнородных характеристик товара.

Агрегатный метод применим для изделий со сложной конструкцией из стандартных деталей.

Особенности использования параметрических методов в ЛПК

Для лесопромышленного комплекса актуально применение всех рассмотренных параметрических методов ценообразования.

  • В лесной и деревообрабатывающей промышленности. В лесозаготовительной отрасли цены часто устанавливаются исходя из объема заготовленной древесины. Здесь уместно использование метода удельной цены. В производстве пиломатериалов наиболее приемлем балловый метод, позволяющий комплексно оценить такие параметры как порода и сорт древесины, влажность, наличие дефектов.
  • В целлюлозно-бумажном производстве. Для целлюлозно-бумажной промышленности актуален метод регрессионного анализа. Он дает возможность учесть множество факторов, влияющих на качество целлюлозы, бумаги и картона.
  • В мебельной промышленности. В производстве мебели широко используется агрегатный метод. Цена мебели складывается из стоимости материалов, фурнитуры, сборочных операций и наценки производителя.

При ценообразовании на вторичные ресурсы

Определение цен на отходы лесопиления и деревообработки, щепу, кору и другое лесопромышленное сырье целесообразно вести балловым методом с учетом качественных характеристик сырья.

При выборе метода важно учитывать:

  • Специфику производимой продукции
  • Наличие квалифицированного персонала
  • Требуемую точность расчетов
  • Затраты на реализацию метода

Практические рекомендации по применению параметрических методов ценообразования

В качестве базового образца следует выбирать наиболее типичный для данного параметрического ряда товар со средними значениями основных параметров.

Желательно, чтобы это был массовый товар, пользующийся устойчивым спросом на рынке в течение длительного времени.

Последовательность расчета цены на новый продукт

  1. Сопоставить параметры нового и базового товара
  2. Рассчитать цену нового товара выбранным методом
  3. Скорректировать цену с учетом дополнительных факторов

Например, при использовании метода удельной цены к расчетной цене применяют поправочный коэффициент торможения для учета рыночной конъюнктуры.

Корректировка цены с учетом рыночной конъюнктуры

Полученная расчетным путем цена нового товара должна анализироваться на соответствие текущей экономической ситуации, уровню платежеспособного спроса, ценовой политике основных конкурентов.

При необходимости осуществляется коррекция цены для обеспечения требуемого объема продаж и рентабельности производства товара.

Параметрическое ценообразование в условиях рыночной экономики

В условиях рынка при установлении цены ключевым фактором становится соответствие продукции требованиям и ожиданиям потребителей.

Поэтому при использовании параметрических методов особое внимание уделяется анализу и сопоставлению качественных характеристик товаров.

Повышение требований к обоснованию уровня цен

В условиях высокой конкуренции производители вынуждены более тщательно подходить к обоснованию цен на свою продукцию, чтобы иметь преимущества перед другими участниками рынка.

Это стимулирует внедрение передовых методов ценообразования, основанных на глубоком анализе затрат и потребительских свойств товаров.

Необходимость более тесной увязки цены и затрат

В условиях острой конкуренции производитель вынужден в максимальной степени оптимизировать издержки, чтобы иметь возможность предлагать цены не хуже, чем у конкурентов, сохраняя при этом рентабельность.

Это требует постоянно отслеживать взаимосвязь между ценами и себестоимостью продукции, оперативно корректируя цены и затраты.

Комментарии