Дефиле: что это такое и как далеко мода шагнула вперед
Дефиле или показ мод – это демонстрация новых коллекций одежды и аксессуаров от модных домов. Сегодня это целое зрелище со светом, музыкой, хореографией. Но когда-то все начиналось с примерки платьев в салоне портного.
Первые упоминания о дефиле относятся ко двору французского короля Людовика XIV. Приближенные дамы демонстрировали ему новые наряды. А в 19 веке английский модельер Чарльз Фредерик Уорт ввел традицию показов в своем ателье.
Зарождение традиции дефиле в Европе
Традиция дефиле зародилась в Европе во второй половине XIX века. До этого новые модели одежды демонстрировались при помощи больших кукол или прогулок манекенщиц по публичным местам. Однако с ростом высокой моды во Франции появилась необходимость в более удобном для покупателей способе ознакомления с новыми фасонами.
Отцом дефиле по праву считается французский модельер Чарльз Фредерик Ворт. В середине XIX века он впервые устроил в своем ателье закрытые показы моделей для состоятельных клиенток. Молодые привлекательные девушки демонстрировали им новые платья, прохаживаясь взад-вперед по комнатам. Это позволяло будущим покупательницам лучше представить, как та или иная модель будет смотреться на них.
Вслед за Вортом и другие известные дома моды стали оборудовать специальные помещения для дефиле в своих ателье. К концу XIX века такая практика полностью утвердилась в европейской индустрии моды. Публичные дефиле появились позже, но их истоки восходят к закрытым показам, организованным Чарльзом Фредериком Вортом в его легендарном Доме моды.
Первые публичные дефиле в начале 20 века
В 1905 году в Лондоне состоялось первое в истории публичное дефиле - показ мод со сценой и музыкальным сопровождением. Его организатором стала дизайнер по имени Люсиль Глин. Она возвела в своем ателье небольшую сцену и устроила настоящее шоу: девушки, одетые в ее дизайнерские платья, прохаживались перед зрителями в такт музыке.
Этот новаторский подход имел успех - за полгода после первого публичного показа объем продаж ателье Люсиль Глин вырос вдвое. Вскоре и другие модельеры стали организовывать театрализованные дефиле со сценами, музыкой и хореографией. Такие мероприятия проходили медленно, иногда длились по полтора-два часа. Пока модель за кулисами меняла прическу и наряд, публика терпеливо ожидала ее появления в новом образе.
В начале XX века дефиле появились и в США. Там для демонстрации мод организовывались большие выставки, где в качестве манекенов сначала использовались куклы, а затем стали приглашать и живых моделей. Именно американцы придумали особую конструкцию подиумов: длинные платформы, уходящие далеко в зал. Это позволяло одновременно демонстрировать много моделей и давало возможность рассмотреть наряды бо́льшему числу зрителей.
Так к началу 1920-х годов публичные дефиле утвердились и в Европе, и в Америке как неотъемлемая часть мира моды. Правда, долгое время на подиум выводили исключительно женские образы и наряды. Лишь в 1952 году итальянский Дом моды Brioni организовал первое в истории дефиле мужской одежды.
С тех пор прошло почти сто лет. За это время дефиле превратилось в мощную индустрию со своими технологиями, бюджетами в миллионы долларов и звездами. Но основная идея - публичная демонстрация новых коллекций в ярком шоу - остается неизменной с начала XX века.
Современные технологии и декорации для дефиле
Сегодня дефиле - это не просто показ моделей на подиуме. Это грандиозное техническое шоу с уникальными декорациями, световыми и звуковыми эффектами, видеопроекциями. Для их создания привлекаются лучшие специалисты в области сценографии, звукорежиссуры, мультимедиа.
Каждый год появляются все более фантастические технические новинки для дефиле. Так, на Неделе моды в Париже 2019 года дизайнер Гаспар Антон в павильоне создал огромную голограмму модели Кендалл Дженнер высотой 5 метров. Виртуальная модель проходила по подиуму вместе с живыми коллегами.
А за год до этого на том же мероприятии внимание публики приковала гигантская проекция в виде матерчатого купола поверх подиума. Его поверхность выглядела как текучая вода или даже пески Марса, настолько реалистично была выполнена компьютерная графика.
С каждым показом дизайнеры стремятся удивить и используют все более необычные материалы для оформления пространства дефиле. Например, для Недели моды в Париже в 2020 году на подиум вывезли 400 тонн пирса, чтобы передать атмосферу реки Сены и знаменитых пристаней Парижа.
Наряду с техническими новшествами, важную роль играет и сам подиум. Длина подиумов уже давно перешагнула отметку в 100 метров, а дизайнеры стремятся каждый раз удивить зрителей оригинальной конструкцией - в виде разветвляющегося лабиринта, гигантской волны, окружности и т.д.
Благодаря всем этим технологиям и декорациям, современное дефиле превратилось в грандиозный перфоманс, сочетающий модные коллекции, ультрасовременные технологии и искусство. Создать яркий, запоминающийся образ шоу - вот главная цель дефиле на сегодняшний день.