Зачем изобрели разъем СКАРТ и в чем его преимущества
В конце 80-х годов в нашей стране произошла видеореволюция. Фильмы, музыкальные программы и даже эротические киноленты, записанные на магнитную ленту, хлынули в СССР. Доступность еще совсем недавно запрещенных зрелищ пьянила, вызывая смутные надежды на то, что скоро у нас все станет «как за границей». Но это социальное явление имело и другую сторону - техническую.
Видео, видео…
Сначала вся видеотехника была очень дорогой. Ни у кого не вызывали удивления объявления в газетах с предложениями поменять дачный участок или даже комнату в коммуналке на вожделенный аппарат системы VHS. И если сам видеомагнитофон был просто дорогой вещью, то стоимость иностранного телевизора просто била все мыслимые рекорды и находилась в прямом противоречии со здравым смыслом. В конце восьмидесятых японский мультисистемный приемник мог стоить несколько тысяч «деревянных», при том, что вполне приличной для специалиста считалась зарплата в триста рублей.
Как подключали видео к отечественным телевизорам
Счастливые обладатели японского или южнокорейского чуда вскоре пришли к выводу о том, что и наши телевизоры вполне могут быть использованы для просмотра иностранных видеопрограмм. Большинство советских аппаратов, современных на тот период, уже имели все необходимые устройства для подключения видеотехники, а именно: встроенный декодер ПАЛ-СЕКАМ и разъем СКАРТ на задней крышке. Дистанционным управлением они также комплектовались либо имели возможность несложной установки нужных плат, модулей управления и фотоприемников инфракрасного сигнала. Сразу же возник дефицит на соответствующие соединительные кабели, который охотно восполняли многочисленные кооперативы и частные предприятия.
Простейшая распайка
Распайка СКАРТ-разъема сама по себе несложна, тем более что первым любителям видео требовались самые простые функции. Тем, кто хотел только смотреть уже записанные программы, хватало трех основных контактов: второй и шестой (между ними ставилась перемычка) отвечали за звук, двадцатый - за видео, ну и, конечно, необходим был земляной (пластина, окружавшая весь разъем). Это же относилось и к тем, кто купил плеер - устройство относительно недорогое по сравнению с «полным видаком». Использовать надлежало экранированный кабель с 75-омным частотным сопротивлением, но на практике, учитывая небольшую длину, этим условием многие производители пренебрегали, тем более что качество записи большинства кассет оставляло желать лучшего, и на четкость картинки свойства соединителя влияли в последнюю очередь.
Для того чтобы обеспечить возможность записи на аппарат от внешнего низкочастотного источника (другого видеомагнитофона или телевизора) в режиме «аудиомоно» количество выводов требовалось удвоить, добавив 1-й, 3-й (звук) и 19-й (видео) контакты.
Эти досадные 20 контактов и «земля»
Как правило, соединительный шнур представлял собой кабель, с одной стороны которого был разъем СКАРТ, с другой же - два, четыре или шесть контактных групп американского стандарта RCA (называемых за специфическую форму «тюльпанчиками»). По своей сути это был простой переходник, позволявший осуществлять гальваническую связь источника с видеомонитором (телевизором). Обладатели видеотехники нередко чертыхались, проклиная империалистов за отсутствие стремления к всеобщей стандартизации, считая, что 21 контакт для такого простого устройства - это слишком много.
Только специалисты-телевизионщики, для которых схема разъема СКАРТ не составляла «китайской грамоты», смогли оценить всю перспективность такого подхода со стороны французского союза производителей электроники, в честь которого он и получил свое наименование (Syndicat Des Constructeurs D'Appareils, Radiorecepteurs Et Televiseurs - SCART).
Зачем так сложно? А вот зачем!
В отличие от обычных «тюльпанчиков», RCA-разъем СКАРТ обладает рядом преимуществ, обеспечивающих широкие возможности управления, более качественной цветопередачи и даже немыслимой в начале 80-х (а разработан он был в 1983 году) цифровой трансляции.
Сегодня и мало просвещенные в электронике потребители знают, что многообразие цветовой гаммы на экране создается всего тремя составляющими: красной, зеленой и синей. Раздельная их подача на модуль цветности устраняет ряд помех и делает картинку более ясной. Эту возможность обеспечивает разъем СКАРТ, в котором 7-й, 11-й и 15-й контакты предназначены для подачи сигнала RGB, а чередующиеся с ними 5-й, 9-й и 13-й предназначены для экранирующих оболочек.
Но и это еще не все возможности, которыми обладает СКАРТ-разъем. Распиновка предполагает возможность автоматического включения и выключения телевизора одновременно с источником низкочастотного сигнала (DVD или видеомагнитофона) независимо от того, какая фирма произвела аппаратуру. Самостоятельно включается и широкоформатный режим отображения.
Дополнительно к этим функциям есть и два цифровых контакта - 12-й и 14-й, пророчески выделенных французскими инженерами еще в 1983 году, когда практически вся бытовая электроника была аналоговой. Есть и разъем для подключения таймера, он под десятым номером.
Итак, 20 контактов и один общий (всего 21) - это, оказывается не так уж и много. Для современных развлекательных видеоцентров их пока достаточно, хотя для включения Dolby Surround уже не хватит…