Иешуа га Ноцри - реальная историческая личность или вымышленный персонаж? Герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье рассматривается вопрос о том, был ли Иешуа га-Ноцри, герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», реальной исторической личностью или это вымышленный персонаж. Анализируются различия между Иешуа и евангельским Иисусом, делается вывод об их сходстве и различии. Рассматриваются версии о происхождении Иешуа, его философии и отношении к нему самого Булгакова.

Отличия Иешуа от евангельского Иисуса

Образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет ряд существенных отличий от евангельского Иисуса Христа. Это касается как биографических деталей, так и мировоззрения персонажа.

  • Иешуа родился не в Вифлееме, а в городе Гамала, что не соответствует пророчествам о Мессии.
  • У него нет последователей и учеников, в отличие от 12 апостолов Иисуса Христа.
  • Он не совершает торжественного въезда в Иерусалим, который описан в Евангелиях.
  • Его казнь и погребение также отличаются от евангельских описаний, не выполняя некоторых ветхозаветных пророчеств.

Философские воззрения Иешуа тоже расходятся с учением Иисуса Христа. В частности, Иешуа убежден в изначальной доброте всех людей и отрицает саму возможность зла в человеке. Христос же в Евангелиях говорит о том, что зло может исходить из сердца человеческого.

Таким образом, несмотря на внешнее сходство судеб Иешуа и библейского Спасителя, Булгаков, по всей видимости, намеренно вводит ряд отличий, чтобы подчеркнуть вымышленность своего персонажа и непохожесть того мира, который он создает в романе, на традиционную христианскую картину мира.

Версии о происхождении Иешуа

В романе «Мастер и Маргарита» происхождение Иешуа Га-Ноцри остается загадочным. Известно, что он родился в галилейском городе Гамала, а его отец был сирийцем. Это уже исключает возможность того, что Иешуа является обещанным евреям Мессией.

Само прозвище «Га-Ноцри» трактуется по-разному. Наиболее распространенная версия связывает его с Назаретом, откуда был родом Иисус Христос. Однако есть и другие объяснения. Например, некоторые полагают, что "ноцри" происходит от слова "нецер", что означает "отрасль" или "ветвь". Так могли называть Мессию в связи с пророчеством Исаии. Но это прозвище могло иметь и пренебрежительный смысл "отщепенец".

Таким образом, происхождение главного героя романа в романе остается туманным. Это позволяет автору наделить Иешуа чертами вымышленного персонажа, а не конкретного исторического лица. Различные версии о смысле его прозвища только подчеркивают загадочность и неопределенность его биографии.

В то же время некоторые детали как будто намекают на связь Иешуа с евангельским Иисусом. Но Булгаков явно стремится избежать прямых параллелей, чтобы придать своему герою большую многозначность и символический смысл.

Философия Иешуа га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри проповедует свое учение, странствуя по городам и селениям Иудеи. Основу его философии составляет идея изначального добра, заложенного в природе каждого человека. По его словам, не бывает плохих людей, а зло порождается страстями вроде трусости, жадности или жестокости.

Такое представление резко контрастирует с традиционными иудейскими воззрениями. В Ветхом Завете ясно говорится о существовании онтологического зла и о том, что оно может вселиться в сердце человека. Иешуа же отрицает саму возможность такого зла.

Поэтому философию героя Булгакова можно назвать наивно-идеалистической. Она близка к этическому учению некоторых еретических течений, в частности катаров. Отсюда проистекает пацифизм Иешуа, его убеждение в том, что насилие никогда не приведет к добру.

Такая позиция в корне расходится с традиционными для иудаизма представлениями о Мессии как о могущественном воителе, который сметет неверных и установит царство справедливости. Поэтому проповеди Иешуа воспринимаются многими как опасные и подрывающие основы веры.

Иешуа Га-Ноцри отвергает любую власть, полагая, что со временем она вообще перестанет быть необходимой. Эти анархические идеи также шли вразрез с традиционными представлениями. В общем, философия персонажа Булгакова - это утопическое учение мечтателя, которое было обречено на провал в условиях того времени и того общества.

Отношение Булгакова к образу Иешуа

Несмотря на внешние параллели между Иешуа и Иисусом Христом, Михаил Булгаков относится к своему герою с глубокой симпатией и уважением. Об этом свидетельствуют многочисленные положительные черты Иешуа: мудрость, образованность, красноречие, мужество, человечность, доброта. Писатель восхищается бескомпромиссностью своего персонажа, его принципиальным неприятием трусости и лжи. Эти качества роднят Иешуа с главным героем в основной сюжетной линии романа - Мастером. Оба они становятся жертвами бездушной и жестокой власти.

В то же время Булгаков ясно понимает утопичность и несостоятельность философии Иешуа. Мир, который изображен в романе, далек от гармонии. В нем царят хаос, насилие и произвол. И в этом мире наивные проповеди любви обречены. Таким образом, Иешуа для Булгакова - скорее трагический персонаж. Это мудрец и гуманист, чьи идеалы не могут воплотиться в реальной действительности. Его образ символизирует вечное противостояние светлого человеческого начала и торжествующего зла.

Комментарии
Лично я получил несказанное впечатление и удовольствие от прочтения и фильма. Спасибо автору!