Удел – это и судьба, и территория

Значение слова «удел» двоякое. Первая смысловая нагрузка декларирует удел как вотчину, территорию, подвластную хозяину. Вторая - как судьбу, долю, рок.

«Удельный период» как часть истории России

Первое толкование слова, объясняющее его как владение землей, имело на Руси такое хождение, что временной отрезок с середины XII до середины XV века получил название «удельный период». Это было время дробления единого государства на мелкие княжества - неотъемлемый этап развития феодализма в любой стране. Иногда удел сокращался до размеров небольшого имения. Происходило это потому, что русские князья, имея, как правило, большое количество детей, при написании духовной грамоты (завещания) наделяли землями каждого из них или - большинство – тех, кто не провинился перед отцом.

От отца к сыну

Таким образом, удел – это часть отцовских земель, отданная в распоряжение одному из наследников. В древнерусских источниках он иногда называется засельем, но, по мнению некоторых специалистов, это звучит не очень изящно. Конечно, в период своего правления князь мог присоединить к себе значительные завоеванные земли, таким образом увеличив часть наследства каждому из сынов, но все равно это был процесс дробления государства. Хозяин, князь, боярин, сеньор, получив свой удел (это, как правило, в те времена были дикие земли с небольшим укрепленным городом), вынуждены были иметь свое войско, свою дружину. Оно не могло быть настолько значительным, чтобы в одиночку противостоять крупной армии. Раздробленность и междоусобные войны были основной причиной завоевания Руси Золотой Ордой.

Понятие удел как вотчина существовал до 1917 года

Однако во всем этом были и положительные моменты – князья укрепляли свои вотчины, отстраивали свои столицы, возводили храмы. То есть «удел» в Древней Руси – это та территория, которая полностью зависит от талантов удельного князя. Будет он таким, как Ярослав Мудрый, вотчина прирастет и землями, и новыми городами, и многочисленными храмами. Интересно, что в царской России вплоть до 1917 года существовало понятие удел, и обозначал он земельное имущество или недвижимость, находящуюся во владении одного из членов царской фамилии. После отмены крепостного права, еще до 1863 года, в это понятие кроме недвижимости и земли входили и крестьяне.

Сам исследуемый термин очень часто применялся в литературе, он встречается у А. С. Пушкина в поэме о Борисе Годунове: «…уж давно лишились мы уделов…», и в сказании о Гвидоне, когда он, будучи комаром, полетел к себе через море, отомстив теткам. А ведь остров Буян выделял ему не батюшка. Значит, удел – это земельный участок,
недвижимость во владении одного князя.

У Стивена Кинга есть роман «Салимов удел», где это слово принимает значение и судьбы (о чем говорит название одного русских переводов книги – «Жребий»), и как земельный надел, местонахождение города, где происходят события.

Второе значение термина

Второе толкование термина «удел» (это жребий) имеет, как ни одно другое слово, десятки синонимов, в которых встречаются даже словосочетания – перст судьбы, на роду написано, выпало на долю, колесо Фортуны. Есть синонимы, подразумевающие печальную участь – недоля, судьбина, крест, выть. Сюда же относятся Парки и Мойры – эти дамы известны тем, что преследовали свою жертву с целью наказания до полного ее уничтожения.

Существуют к этому термину взаимозаменяемые слова, навевающие тоску, уныние и отсутствие всякой приятной перспективы – фатум, рок и участь. Есть синонимы, предопределяющие счастливую судьбу, – будущность, поприще, планида. Хорошие слова - перспектива, чаша, проведение, доля и даже счастье. Об уделе как судьбе существует великое множество великолепных стихов, таких как, например, «…удел любви красив и светел…».

Исследуемый термин встречается и в географических названиях. Так, территория на севере Палестины называется Наффалимова колена удел.

Комментарии