Орфограммы в корне слова - весело играем и с удовольствием изучаем!

Тот факт, что орфограммы в корне слова – тема, которую многие не могут освоить до конца дней своих, давно уже ни для кого не секрет. Для людей достаточно взрослых стоит пояснить: орфограмма – это та буква в слове, в правописании которой возможна ошибка. В основном орфограммы в корне слова делятся на два класса.

Один класс – непроверяемые орфограммы в корне слова, то есть, так называемые словарные слова, чьё правописание предназначено для запоминания. Другой же включает в себя несколько групп и носит называние – проверяемые орфограммы в корне слова. Во вторую группу орфограмм входят безударные гласные, звонкие и глухие (сомнительные) согласные, непроизносимые согласные.

Правописание названных орфограмм начинают изучать ещё в начальной школе, но, к сожалению, не всем детишкам нравятся уроки русского языка. Поэтому не лишним будет предложить педагогам и родителям несколько развивающих игр, позволяющих закрепить эти навыки.

Например, орфографическое лото. Для этой игры следует изготовить несколько карточек, на которых, подобно карточкам обычного лото, располагается сетка из квадратов. Следует закрасить некоторые квадраты, оставив в каждой строке одинаковое количество свободных клеток. Затем нужно в них вписать «вопросные буквы»: «а», «о», «е», «и», «с», «з», «т», «д», «к», «г», «б», «п», «ж», «ш» и другие соответственно.

«Бочонками» будут маленькие карточки со словами, в которых должны быть выделены орфограммы в корне слова. Ведущий вынимает маленькую карточку и зачитывает слово. Игроки, у которых есть на игровой карте нужная орфограмма, поднимает руку и называет пропущенную букву. Если он оказывается прав, правильно подбирает проверочное слово либо даёт определение «непроверяемая орфограмма», то закрывает отгаданную букву. Следует учесть, что закрывает букву тот игрок, который первый даст правильный ответ. А выигрывает, соответственно, тот, у кого быстрее всех закроются все «вопросные» клеточки. Можно предусмотреть также призы за выигрыш: в школе это могут быть отметки либо баллы, а дома – сладости или наклейки.

Второй игрой может быть «словарное домино». Она подобна лото тем, что на «костяшках домино», которые можно выполнить из картона, также наклеены слова, в которых пропущены самые разные орфограммы в корне слова. Игроки должны подставлять друг к другу слова с одинаковыми пропущенными буквами, одновременно называя проверочное слово или говоря «словарное слово».

Во время урока педагог может провести быструю проверку навыков при помощи хлопков. Весь класс или группа учеников встаёт. Преподаватель объясняет задание: «Отхлопываем» слова с орфограммой «О» в корне. Кто хлопнет на «А» - проигрывает и садится на своё место, как и тот, кто не хлопнет на «О». Внимательно следим не только за своим результатом, но и за другими игроками. Начали!»

Учитель называет слова: домишко, карман, толпа, столбы, столы, вставать, заставать и тому подобные. Через несколько слов можно сменить букву и даже правило проверки правописания. Например, предложить «отхлопать» букву «З». Соответственно, слова будут следующие: воз, косьба, просьба, лес, влез, мазь, лаз, таз, раз, нос, поднос и тому подобные.

Обычно оставшиеся дети после того, как будут проверены навыки правописания всех изученных орфограмм, отмечаются отличными отметками. Это упражнение, кроме проверки знаний русского языка, заменяет небольшую физминутку, так может начинаться с привычных упражнений. Можно заменить хлопки прыжками или приседаниями. Детям очень нравятся разнообразные изменения в этом упражнении.

Можно организовать соревнование между рядами, называющиееся "цепочка". На доске следует написать для каждого ряда определённую букву. На столе рассыпать карточки со словами, в которых пропущенны орфограммы. дети по одному подходят к столу и выбирают нужное слово. Его нужно прикрепить под своей буквой. Как только этот ученик справится со своей задачей, он садится на своё место и передаёт эстафетную палочку следующему игроку.

Ряд, который скорее всех справится с поставленной задачей и при этом не сделает ни одной ошибки, считается выигравшим. Можно отметить его тем, что на первую патру этого ряда выставляется переходящий флажок победителя.

И вообще – чем больше игровых моментов во время изучения русского языка, тем оптимальнее результат обучения.

Комментарии